Сюжеты · Политика

Во Франции премьер-министр отставился

Непопулярный 74-летний глава правительства решил сделать политическое харакири в здании парламента. В надежде когда-то стать президентом…

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

В Национальном собрании Франции вечером 8 сентября завершился акт политического самоуничтожения премьер-министра, а вместе с ним и всего правительства. Премьер Франсуа Байру, сам запросивший голосование о доверии депутатов правительству по вопросу политики в области сокращения государственного долга, превышающего 114% ВВП, ожидаемо проиграл: 194 депутата проголосовали за, 364 против, 25 воздержались.

Но результат был известен сильно заранее: сразу после того, как в конце августа глава правительства объявил о своем намерении, оппозиция — как левая, так и крайне правая — заверила, что не станет поддерживать премьера. Партии готовятся к президентским выборам — 2027, и никто не хочет брать на себя ответственность перед привыкшими к сильному социальному государству французами за предложенные Байру меры экономии на 43,8 млрд евро и, самое страшное, отмену сразу двух праздничных дней в году.

Теперь перед президентом Макроном чрезвычайно трудная задача по формированию нового правительства. Притом что крайне правые лепеновцы требуют новых парламентских выборов, а крайне левые меланшоновцы, скооперировавшись с крупным профсоюзом, запланировали на 10 сентября по всей стране первую серию протестных акций под слоганом «Заблокируем всё». И требуют отставки самого президента.

Франсуа Байру. Фото: Christophe Ena / AP / East News

Франсуа Байру поставил свою должность на карту в понедельник днем, 8 сентября, выступив в Национальном собрании с речью по вопросу плохого состояния государственных финансов и запросив депутатской поддержки в вопросе сокращения госдолга. Затем были ответные речи глав оппозиционных фракций — Бориса Валло (Соцпартия), Марин Ле Пен («Национальное объединение»), Габриэля Атталя (макронистская фракция «Вместе за Республику») и др., — ответ премьера на их критику, а уже вечером — голосование, причем не в пользу премьера.

За него голосовали макронисты и часть правой партии «Республиканцы» (где глава парламентской фракции Лоран Вокье дал «своим» депутатам карт-бланш по вопросу отставки правительства, а глава партии Ретайо — и одновременно один из главных «тяжеловесов» правительства, в котором занимает пост главы МВД, — призывал поддержать кабмин), остальные — против.

И так практически невыполнимая для Байру задача усложнялась еще и тем, что когда сам премьер ставит на голосование вопрос о доверии, оппозиции достаточно простого большинства голосов, чтобы ему отказать и отправить, таким образом, в отставку (в отличие от случаев, когда оппозиция ставит на повестку вопрос о недоверии правительству, и тогда требуется абсолютное большинство в 289 голосов).

После того как Нацсобрание отказало Байру в доверии, «премьер-министр должен вручить президенту Республики заявление об отставке правительства» (статья 50 Конституции).

Зачем премьеру было подставляться?

Сам Байру еще в прошлую пятницу признавал, что идет на «риск действительно беспрецедентный».

Зачем пошел? Во-первых, можно сказать, поступил ответственно. На фоне нежелания большинства оппозиции принимать его проект бюджета на 2026 год (с теми самыми мерами по затягиванию поясов на 43,8 млрд) уход премьера все равно был вопросом времени. Времени, потерянного для страны.

Прошлого премьера Барнье депутаты «свалили» (впервые за 62 года истории Франции) как раз после того, как тот использовал для принятия бюджета системы социального обеспечения статью 49.3 Конституции (она позволяет принимать законы без голосования в парламенте, но одновременно дает парламентариям возможность проголосовать за отставку правительства).

Только тогда падение кабмина состоялось в декабре, и на рождественские каникулы страна ушла без бюджета на ближайший год. Хотя в спокойные времена бюджет обычно принимается в сентябре. Сейчас запас времени побольше.

Во-вторых, как сообщил «Новой» источник из команды теперь уже отставленного премьера, 

многоопытный Франсуа Байру (трехкратный кандидат в президенты Франции — 2002, 2007, 2012, создатель и руководитель центристской партии MoDem) всерьез верит в то, что четвертая попытка будет удачной…

Говорят, верить ему помогает судьба его кумира — короля Генриха IV, чужака, которого мало кто чаял увидеть во главе страны, а он — поди ж ты — короновался, навел порядок в смутные времена религиозных войн и стал одним из самых уважаемых правителей в истории Франции. Байру без устали цитирует Генриха, о котором даже написал книгу «Henri IV, le roi libre» («Генрих IV, свободный король», 2012 год).

«Я всегда думал, что если когда-нибудь взвалю на себя эту ответственность, значит, дела будут очень плохи. Это почти слова Клемансо. Когда за ним пришли (в ноябре 1917 года), ему было 76 лет, и он спас страну», — говорил Байру в 2022 году о своем желании стать премьер-министром (цитирую AFP).

Своего назначения на этот желанный пост Байру добился, фактически шантажируя Эмманюэля Макрона, которому очень помог прийти к власти в 2017-м, снявшись в его пользу и став одним из первых ветеранов французской политики, присоединившихся к молодому, не очень тогда известному кандидату.

Еще утром 13 декабря 2024 года, за несколько часов до объявления имени нового премьера, Макрон не планировал назначать Байру, но тот добился аудиенции в Елисейском дворце и после почти двухчасового разговора получил желаемое. Теперь это девятимесячное приключение (фр. — aventure) закончилось.

Байру пробыл премьером 9 месяцев, став самым непопулярным на этой должности в современной истории Франции. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Почему такая нестабильность?

В своем последнем интервью перед голосованием (дал в воскресенье медиа Brut) Байру не скрывал фатализма, но искал в неизбежном положительные стороны: «В жизни есть вещи похуже, чем возглавлять правительство, которое потом свергают». «Девять месяцев на посту премьера — это уже немало», «у меня нет никаких сожалений», — добавил он, отметив лишь один пробел — отсутствие «большой реформы в сфере национального образования».

До последнего момента премьер критиковал политические силы, которые «не только не согласны ни по одному вопросу, но, что еще хуже, уже три года находятся в состоянии гражданской войны друг с другом» в Национальном собрании, однако теперь «объединяются, чтобы свергнуть правительство».

Хотя премьер-министр в последние дни активно встречался с лидерами всех парламентских партий и выступал в СМИ, пытаясь заручиться поддержкой общественного мнения, он стал первым главой правительства Пятой Республики (создана в 1958-м), проигравшим подобное голосование.

К слову, Байру еще и самый непопулярный премьер Ve République — последний опрос перед падением давал ему 14% поддержки.

В оправдание политического ветерана стоит отметить его стабильность на этом высоком, крайне ответственном посту: он как начал после назначения в декабре 2024 года с самым низким рейтингом в истории, так и не уступил эту «пальму первенства» до конца срока в роли главы правительства.

Еще одна деталь, которую можно записать в плюс Франсуа Байру, — его кабмин продержался целых 270 дней, и это уже достижение на фоне двух предыдущих: правительство во главе с 73-летним «правым» Мишелем Барнье проработало 99 дней (сентябрь — декабрь 2024-го), правительство 35-летнего центриста-макрониста Габриэля Атталя — 240 дней (январь — сентябрь 2024-го).

Первопричина этой совсем уж не ко времени продолжающейся нестабильности — в непродуманном поступке самого президента, решившего в июне 2024 года (на фоне убедительной, но традиционной победы партии Ле Пен на второстепенных для избирателя евровыборах) показать, что он может «побить» крайне правых на выборах в Национальное собрание Франции. И проигравшего это пари вчистую: партия Макрона, имевшая хоть и относительное, но большинство в парламенте, получила 91 место вместо прежних 245 и с большим трудом — объединившись с социально неблизким левым «Новым народным фронтом» (временным союзом ультралевых «мелагшоновцев» и умеренных левых, включая социалистов) — сумела избежать победы партии Ле Пен и последующего формирования крайне правого правительства.

При этом создание кабинета министров — при крайне раздробленном парламенте, в котором ни левые, ни крайне левые, ни макронисты с другими союзниками-центристами (включая партию Байру) и ситуативными союзниками из оппозиционной правой партии «Республиканцы» не имеют значительного преимущества — каждый раз становится задачей крайне сложной, а создание кабмина устойчивого — задачей практически невыполнимой.

«Заблокируем всё» — и что дальше?

Отставка Байру происходит на фоне, если говорить штампами, «нарастающего социального протеста». Уже послезавтра, 10 сентября, по всей стране намечены акции под лозунгом «Заблокируем всё», которые поддерживает крупный профсоюз Всеобщая конфедерация труда (СGT), а также крайне левая партия «Непокорная Франция» и ее лидер Жан-Люк Меланшон.

По данным опроса, 46% французов поддерживают акцию «Заблокируем всё» (активисты которой надеются превзойти по масштабам акции «Желтых жилетов» в 2018–2019 годах), 28% выступают против, остальные воздерживаются. Активнее всего протест поддерживают сторонники «Непокорной Франции» (73%), экологистов (67%), социалистов (61%) и даже «Национального объединения» (58%).

Власти готовятся «жестко ответить» на разнообразные акции, анонсированные протестующими: блокирование вокзалов, нефтеперерабатывающих заводов, транспортных магистралей, саботаж автоматических радарных систем, а также традиционные демонстрации. 18 сентября планируется следующая забастовка и демонстрации.

На этом фоне перед Макроном стоит задача найти и утвердить в парламенте пятого премьер-министра со времени своего переизбрания в мае 2022 года.

Битва за нового премьера

Учитывая результаты последних внеочередных парламентских выборов, на которых победы партии Ле Пен удалось добиться благодаря союзу макронистов с левыми, а также тот факт, что с тех пор левые (занявшие на тех выборах первое место) так ни разу и не привлекались к формированию правительства, сейчас они вновь заявили о своих правах. Генсек Соцпартии Оливье Фор в последние две недели не устает повторять, что готов занять пост премьера.

При этом в окружении президента, по данным источников France-Presse, мало кто рассматривает возможность назначения Фора. Хотя бы потому, что 

лидер социалистов заявляет, что не собирается брать в «свое правительство» макронистов, а хочет сделать его «целиком левым». И предлагает Макрону прожить остаток президентского срока в логике «сожительства» (то есть при полностью оппозиционном кабмине).

Впрочем, даже если бы президент по какой-то причине согласился на такой фантастический вариант, «правительство Фора» все равно не было бы устойчивым — число социалистов в парламенте даже ниже, чем число макронистов, а крайне левый Меланшон, с которым Соцпартия вместе объединялась в «Новый народный фронт» на прошлых выборах, теперь полностью отрекся от прежних союзников, называет их мошенниками, предавшими идею, и говорит, что не готов ни на какие компромиссы с действующим «режимом».

Те же источники предполагают, что Макрон снова обратит внимание на фигуру из правых или центристских кругов. Как обычно, циркулирует множество имен: министра обороны Себастьяна Лекорню, министра юстиции Жеральда Дарманена, министра труда Катрин Вотрен, министра экономики Эрика Ломбарда, председателя региона О-де-Франс Ксавье Бертрана…

В последние часы упоминается и «серьезное давление» на бывшего главу МИД Франции 78-летнего Жан-Ива Ле Дриана (еще одного «тяжеловеса», который одним из первых поддержал Макрона в 2017-м). Макрон уже пытался убедить своего «старшего друга» занять пост премьера в декабре 2024 года, но безуспешно. Теперь, по словам источников, экс-социалист «менее категоричен в своем отказе».

В это время глава партии «Республиканцы» министр внутренних дел Брюно Ретайо уже предложил «договор о сотрудничестве» следующему премьер-министру, подчеркнув, что правые «не намерены оставаться в правительстве любой ценой». «Время не ждет. У нас мало времени для маневра», — заявил Ретайо, отметив, что сентябрь «рискует стать месяцем беспорядков». При этом Ретайо отвергает «любого социалиста» во главе нового кабмина, а его конкурент по партии Лоран Вокье говорит, что готов к компромиссу и не будет «автоматически блокировать» правительство социалистов или «Национального объединения».

Марин ле Пен во время голосования в Нацсобрании в окружении депутатов своей крайне правой партии. Фото: BERTRAND GUAY / AFP / East News

Крайне правые тем временем активно добиваются новых досрочных парламентских выборов. 

«Пусть даже я не смогу снова баллотироваться, я готова пожертвовать всеми мандатами на земле, чтобы помешать вам (властям) разрушать французов вашей абсурдной политикой», — заявила в воскресенье на своем первом после каникул политическом митинге Марин Ле Пен, которая с конца марта лишена права быть избранной из-за судимости по делу о фиктивных рабочих местах в Европарламенте.

Согласно опросам, в случае нового роспуска Национального собрания «Национальное объединение» и его союзники выйдут с большим отрывом вперед в первом туре (33% голосов), опередив левых (26% в случае воссоздания «Нового народного фронта») и президентский лагерь (15%).

При этом непопулярность президента Макрона бьет рекорды: согласно последнему опросу, 64% французов хотят его отставки, только 15% заявляют, что доверяют президенту, — беспрецедентное падение на шесть пунктов за месяц.

За «импичмент» президента и досрочные президентские выборы ратует как Ле Пен и ее партия, так и «Непокорная Франция» Меланшона.

Сам президент неоднократно говорил, что никуда уходить не собирается и будет «работать на благо Франции до последнего дня» своего срока, завершающегося в мае 2027 года. Что касается соцопросов, то если бы они одни определяли судьбу президентов Франции, в Елисейском дворце до конца срока не досидел бы ни один из них, включая де Голля (он, конечно, не досидел, но по собственной воле).

56% опрошенных призывают к новому роспуску парламента.

Но и досрочные выборы, согласно этим же опросам, выявили бы все те же три условных блока: крайне правые, левые, центристы + правые — без четкого большинства, противостояние между которыми делает любую правительственную коалицию обреченной на скорое падение. И пока ничто не указывает на то, что хороший выход из этого политического тупика может быть найден в ближайшее время. По крайней мере до 2027 года.

С вытекающими последствиями для государственного долга, который «на данный момент достигает 3 трлн 345 млрд евро», и постояннл продолжает расти, как сказал в своем последнем выступлении премьер-министр Байру.

P.S.

Через полчаса после голосования Елисейский дворец разослал журналистам такое сообщение: 

«Президент Республики принимает к сведению результат голосования депутатов в соответствии со статьей 49-1 Конституции. Завтра он примет премьер-министра Франсуа Байру, чтобы принять отставку его правительства. Президент Республики назначит нового премьер-министра в ближайшие дни».

* Одно место временно вакантно.