Гражданская религия как лекарство
Священная ревность, с которой власть оберегает, а народ почитает свои святыни — Вечный огонь, воинские монументы, георгиевские ленточки, флаг и герб, портреты Путина, — заставляет признать: Россия вновь стала религиозной. Но не в христианском или исламском смысле. В стране господствует религия, которую Жан-Жак Руссо назвал «гражданской». Она периодически впрыскивает в народное тело тот самый «опиум» — если тело начинает испытывать боль. Во времена французских просветителей он воспринимался не как наркотик, а как лекарство.
Теоретик «общественного договора» был уверен, что государство не выживет без религии, которая сплачивает общество в единую общину и дает легитимность власти. Но гражданская религия, по Руссо, не подразумевает веры в Бога или личного спасения души. Ее главная святыня — государство, а заповеди — повинности (долг) гражданина перед властью. Классическая церковь если и сохраняется в рамках такой религии, то лишь как вспомогательный инструмент убеждения и принуждения. Ну точно как ныне РПЦ.
Примерно сто лет назад учение Руссо развил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм. По его определению, религия — «единая система верований и практик, относящихся к священным, то есть к отделенным, запретным, вещам, объединяющих в одно нравственное сообщество».
Вера в «великую страну», в непогрешимость Лидера, коллективное поклонение национальным святыням и впитывание пропаганды соответствуют определению Дюркгейма.