Президент Владимир Путин подписал закон, меняющий расширяющий преследование по экстремистским статьям по принципу коллективной ответственности. Теперь признать «экстремистским» можно любое сообщество людей — в том случае, если суд признал экстремистом любого из его членов.
В свою очередь, «сообщество» людей (то есть объединение без иерархической структуры) законом теперь приравнивается к «организации» людей (объединение с иерархической структурой). Все это «признание» происходит без решения суда.
Под угрозу признание «экстремистской организацией» теперь могут попасть сообщества читателей, авторы коллективных обращений и петиций, любые волонтерские организации.
Число тех, кого российские власти будут считать экстремистами, может резко вырасти, что можно сравнить с «эффектом домино».
«Антиэкстремистское» законодательство в России чрезвычайно подвижно — не в пользу соблюдения прав человека. «Экстремизмом» считается не только то, что содержится в соответствующем государственном реестре, но и, например, публичное «оправдание терроризма» в широком смысле, возбуждение социальной ненависти — опять же, в самом широком смысле, использование символики экстремистских организаций.
Напомним, что «символикой» ранее признанного экстремистским, но не существующего в природе «Международного движения ЛГБТ»* называют шестицветную радугу — что влекло к штрафам для россиян за сережки, картинки в интернете и цвета одежды.
А сегодня Верховный суд признал экстремистским не существующее в природе «Международной движение сатанистов»*, и неизвестно, что признано его символикой, демонстрировать которую — «вторичный» экстремизм.
Вчера Госдума все-таки приняла ставший скандальным законопроект о штрафах россиян за поиск в интернете «заведомо экстремистского» контента. Штраф за такое — от 3 до 5 тысяч рублей. А сам факт поиска, как предполагается, силовые структуры смогут выявлять, получив доступ к смартфону пользователя, либо сделав запрос по нему к операторам связи или разработчикам российских интернет-сервисов и умных колонок — «Вконтакте», «Яндексу», а в перспективе и к госмессенджеру MAX.
Эксперты из НКО-сектора считают, что расширение законодательства по борьбе с экстремизмом в таком виде направлено на развязывание рук силовикам и добивает остатки гражданского общества в России.