18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Фото: соцсети
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
«Газпром» предложил дважды в год повышать тарифы на газ на внутреннем рынке — в первом и четвертом кварталах, и не менее чем на 10%. Для «более гибкого реагирования на рыночные изменения».
И одновременно с этим в Петербурге продолжают, несмотря на мнение жителей и градозащитников, упорно продавливать строительство двух новых газпромовских небоскребов, еще выше, чем существующий «Лахта Центр».
В «энергетической сверхдержаве» в целом доступ к газу имеет 69% населения, при этом в Сибири — 6%, на Дальнем Востоке — 16% (двадцать лет назад правительство обещало газифицировать всю страну за 10 лет).
На это денег нет. И на лечение детей всем миром собираем.
А на небоскребы деньги есть. Не хватит — поднимут тарифы.
…На заседании думского комитета по энергетике представитель «Газпрома» Алексей Сахаров заявил, что цены на газ в России должны вырасти «до уровня, позволяющего обеспечивать финансирование проектов газификации и реализации крупных инвестиционных проектов».
Федеральная антимонопольная служба сейчас «прорабатывает» предложение «Газпрома» совместно с компанией, Минэнерго и Минэкономразвития, но пока решения нет. Глава ведомства Максим Шаскольский (в прошлом — вице-губернатор Петербурга по энергетике) говорит, что будут оценивать влияние этого изменения тарифов на стоимость электроэнергии, стоимость газа для потребителей. Но конкретных цифр нет — есть только «разные предложения».
Тем временем в Петербурге на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре появились материалы проекта планировки улично-дорожной сети (УДС) у двух планируемых «Газпромом» небоскребов — «Лахта Центр-2», и «Лахта Центр-3».
Планы долговременные: до 2031 года планируется подключение новых башен к существующей УДС, и изъятие нескольких участков индивидуального жилищного строительства (иначе говоря, частные дома снесут ради газпромовских амбиций),
до 2042 года — полное развитие УДС и размещение транспортной развязки в прилегающем к башням квартале.
Напомним, что высота новых башен должна составить 555 и 703 метра — соответствующее соглашение о намерениях реализации проекта городские власти и прочно связанная с «Газпромом» компания «Синергия» подписали в 2024 году. Предоставить мне как депутату текст соглашения Смольный отказался, сославшись на «коммерческую тайну» (которых тут и близко нет).
В 2025 году в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга под новые небоскребы «прописали» отдельную зону — «общественно-деловую зону уникальных объектов высотной застройки», с высотой не менее 300 метров. Аналогов этому ни в России, ни в мире нет: есть зоны, где нельзя строить выше определенной величины, но не бывает зон, где можно строить только выше определенной величины.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Проект Правил выносили на общественное обсуждение, и более 50 человек направили к нему простое предложение: вообще изъять из проекта эту «уникальную» зону. Правительство это предложение проигнорировало.
Ранее, когда в Законодательном собрании вносили изменения в закон о границах и режимах зон охраны объектов культурного наследия (ОКН), фракция «Яблоко» предлагала поправку, которая не допустила бы появления новых небоскребов на фоне общегородских панорам города. Не приняли — Смольный выступил против, парламентское большинство отказалось голосовать за поправку.
Эксперты в области охраны культурного наследия, градозащитники и оппозиционные политики протестуют против появления новых «газоскребов», разумно указывая, что они будут прекрасно видны из центра города и еще больше исказят его исторические виды, в которые уже вторгается первый «Лахта Центр», высотой около 460 метров. Но безрезультатно: Смольный, всячески поддерживая «Газпром», отказывается прислушиваться к возражениям.
Правда, губернатор Александр Беглов недавно заявил, что власти города готовы обсудить проект строительства новых небоскребов с ЮНЕСКО, и готовы принять международных экспертов.
Он также сказал, что место для новых небоскребов не входит в границы зон охраны исторического Петербурга, и находится вне основных городских панорам.
И что «инвестор подготовил подробную оценку воздействия на объект всемирного наследия».
Да, место для новых небоскребов и правда не входит в зоны охраны. Но на фоне «основных городских панорам» новые башни будут очень даже видны.
Напомню, что в свое время, когда планировали первый «Лахта Центр», представители администрации и их пропагандисты неустанно уверяли, что его не будет видно из центра города.
Приезжайте в Петербург, читатель, и пройдитесь по Дворцовой набережной — и прямо от Эрмитажа увидите лахтинский «газоскреб». И не только в хорошую погоду, а и в обычную, облачную. Его не видно только в дождь или туман.
Кстати, именно в связи с этим и другими скандальными проектами высотного строительства когда-то в городской закон о границах и режимах зон охраны ОКН в попытке успокоить общественность ввели «панорамные» ограничения.
А именно: не допускается появление новых высотных зданий и сооружений, искажающих исторические панорамы города, на расстоянии 6 километров от «основных доминант» (таких как Биржа с Ростральными колоннами, Соборная мечеть, Казанский и Князь-Владимирский соборы, Дума с городской башней, Кунсткамера, Спас на Крови, Дом книги и другие), и на расстоянии 11 километров — от «общегородских доминант» (Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Смольный собор, Троицкий собор, Александровская колонна).
Видимо, исходили из того, что в нашем городе постоянно висит какой-то смог, и небоскреб на расстоянии дальше 6 км (а тем более 11 км) уже не будет виден.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Однако и «Газоскреб» с Дворцовой набережной (с расстояния 9,5 км), и даже 145-метровая башня на площади Конституции «Лидер тауэр» с Исаакиевской площади (с расстояния 9 км) прекрасно видны каждый день, в самую обычную погоду.
Между тем, согласно требованиям пункта 103 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия 1972 года (ее соблюдение и должна проверять комиссия ЮНЕСКО), «везде, где это необходимо для обеспечения надлежащей охраны объекта, должна быть предусмотрена соответствующая буферная зона».
Ну и где же эти буферные зоны для Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО? А их до сих пор нет — хотя Конвенция 1972 года ратифицирована и вступила в силу для СССР и России уже более 35 лет назад…
Интересно, конечно, что скажут международные эксперты, если, конечно, приедут. И какие именно это будут эксперты (хорошо бы, не такие, как «международные наблюдатели» на российских выборах).
Ну а в оценке воздействия на объект всемирного наследия, которую «подготовил инвестор», можно не сомневаться: мне еще не приходилось читать ни одной такой оценки, где бы инвестор честно признавал, что задуманное им строение испоганит исторические виды…
Любопытно, кстати, что против появления второго и третьего «газоскребов» выступает… архитектор первого, Филипп Никандров.
Мол, «более высокие «Лахта-2» и «Лахта-3» просто разрушат тщательно спланированную гармонию существующего ансамбля», и «вокруг «Лахта Центра» можно и нужно строить новые здания и комплексы, но они должны быть соподчиненными «Лахта Центру» и не соревноваться с его доминантой в высоте».
А есть еще вопрос стоимости газпромовских амбиций: первый «Лахта Центр» обошелся в 120 млрд рублей, второй и третий вряд ли будут дешевле. И это не деньги, заработанные тяжким трудом «талантливых менеджеров» газовой компании, а деньги, полученные от продажи природных ресурсов, — которые, по Конституции, общественное достояние. Так что вопрос, «за чей счет банкет», имеет простой ответ: за наш.
Вообще, стремление к гигантизму — «все выше, и выше, и выше» — видится наглядным проявлением глубочайших комплексов: чем мельче люди — тем выше они пытаются что-нибудь возвести…
Последнее. Еще один план «Газпрома» — поставить около первого «Лахта Центра» 82-метровый столп (апеллируя к 1682 году — году восхождения Петра Первого на престол) и установить на его вершине статую Петра.
Вот только Петр (о котором постоянно вспоминают как городские, так и российские власти, называя себя продолжателями его славных дел) стремился повести страну по европейскому пути, перенимал лучшие европейские научные и технические достижения, приглашал в страну иностранных архитекторов, инженеров, ученых, строителей, военных и гражданских специалистов. Доведись ему услышать, что потомки, ставящие ему памятники, будут отгораживаться от Европы глухим забором, — трость обломал бы о спину предсказателя.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}