В этом году мир отмечает не только 80 лет с окончания войны с нацизмом в Европе, но и 80 лет с открытия Международного военного трибунала в Нюрнберге. Главный Нюрнбергский процесс над военными преступниками нацистской Германии начался 20 ноября 1945 года и определил основы международного уголовного права, которыми человечество руководствуется и по сей день.
Уникальными для своего времени были не только сами принципы, на которых строился Международной военный трибунал (МВТ), но и то, насколько хорошо он задокументирован. Суд изучил 100 тысяч документов, 30,5 километра кинопленки и 25 тысяч фотографий. Протоколы суда были изданы на всех языках процесса — немецком, английском, французском и русском — в 42 томах.
При этом в СССР и до недавнего времени в России были опубликованы только восемь томов процесса. Как минимум одна из причин хорошо известна — в ходе Нюрнбергского процесса суд установил, что Германия не причастна к расстрелу тысяч польских граждан в Смоленской области, что в мире было воспринято как однозначное обвинение против НКВД (эта трактовка де-факто верна, но де-юре МВТ не мог выдвигать обвинения СССР и не ставил таких целей). Этот изъян процесса даже использовался в послевоенной Германии как аргумент не доверять приговору трибунала в целом — так описывает в своей книге-исследовании «Мобилизованная нация» реакцию немецкого общества на Нюрнберг историк Николас Старгард (его интервью «Новой» можно прочитать здесь).