Довоенная ненависть к евреям плюс то, чему учил Гитлер, плюс ненависть к большевизму (все еще отождествляемому с еврейством) привели к антисемитизму, которого Польша не знала даже в эпоху активности национально-радикального лагеря. Нет и намека на жалость или сочувствие к убитым евреям…
Юлиан Тувим
…И ксёндз у нас такой же, как тогда, и люди такие же,
вот только евреев нет, чтобы их убить.
Лешек Дзедзич, житель Едвабно
Чьи спички?
Чей тут пепел — едва ли не единственное, с чем все ясно. «Запихивать» в тот же сарай еще и самих поляков никому из поляков в голову не пришло (см. сноску 1).
Ясно и то, чей бензин: немецкий.
Еще Гросс справедливо заметил: «…Если бы Едвабно не оказался занятым немцами, другими словами — если бы не было вторжения Гитлера в Польшу, то едвабненские евреи не были бы убиты собственными соседями. И это не избитая истина, ведь трагедия едвабненских евреев — только эпизод в войне не на жизнь, а на смерть, которую Гитлер объявил мировому еврейству. Следовательно, в высшем историко-метафизическом смысле ответственность за преступление следует возложить на него».
И не только в высшем историко-метафизическом, но и в широком правовом (sensu largo, в терминологии прокурора Игнатьева). И тут спора тоже нет — абсолютный консенсус.
Как нет разночтений и в том, что подмигивание и провоцирование немцами поляков, украинцев, литовцев, латышей и всех прочих местных на жидомор, но только, битте, без собственного видимого участия в убийствах, было осознанной немецкой политикой, сформулированной Гейдрихом еще накануне войны.
Более того: