Приехал я сюда, за 250 км от Парижа, не просто так, а по пятам премьер-министра Франсуа Байру. Премьер должен был своим примером показать согражданам необходимость вложения десятков дополнительных миллиардов евро ежегодно в производство стволов, пороха, снарядов и всей номенклатуры «товаров», три года назад вдруг ни с того ни с сего опять ставших необходимыми в Европе. «А ведь все это благодаря России», — с гордостью может воскликнуть какой-нибудь недалекий «патриот» и, к сожалению, окажется прав.
***
Завод, по которому я иду в специальных тяжелых ботинках, выдаваемых любому входящему на его наэлектризованную во всех смыслах территорию, обеспечен заказами на 10 лет вперед и в последние три года работает в три смены без выходных «с волонтерами по субботам», как сказал один из рабочих.
Завод существует с XVIII века, является «главным пушечным производством Франции» (как сказал начальник головного предприятия KNDS France* Николя Шамюсси, встречая у входа премьер-министра), но в последние десятилетия — на фоне «конца истории» — работал в таком расслабленном режиме, что выпускал одну пушку «Цезарь» в месяц и не мечтал о большем.