СюжетыПолитика

Макрон: «Мяч явно на стороне России»

Президент Франции принял глав генштабов почти сорока стран и оценил итоги американо-украинских переговоров в Джидде

Макрон: «Мяч явно на стороне России»

Президент Франции Эммануэль Макрон, министр обороны Франции Себастьен Лекорню и начальник Генерального штаба французских вооруженных сил Тьерри Бюркар, 11 марта 2025 года. Фото: Sarah Meyssonnier / Associated Press / East News

Франция на этой неделе продолжает свои активные усилия по дипломатической и военной поддержке Украины на фоне непредсказуемой политики администрации Трампа по отношению к Киеву. Во вторник президент Макрон встретился с главами Генеральных штабов почти четырех десятков стран — как и обещал в своем телеобращении на прошлой неделе, в ходе которого не исключил, что США могут «не остаться» на стороне европейских союзников. Закрытая встреча прошла параллельно с американо-украинскими переговорами в Джидде, хотя советница Макрона и заявила, что она «никак не связана» со встречей в Саудовской Аравии. При этом выступление Макрона перед начальниками генштабов, которое изначально должно было транслироваться, в итоге прошло за закрытыми дверями.

…Об отмене выступления, которое на прошлой неделе анонсировал и сам президент, было объявлено за два с половиной часа до его приезда на встречу. Источник в Елисейском на вопрос «Новой», почему вдруг такое изменение, ответил лишь, что «президент решил выступать за закрытыми дверями, это связано с содержанием переговоров».

Они прошли в Морском музее на площади Трокадеро. На кадрах, которые были распространены пулом фотографов, видно, как в сопровождении генерала Тьерри Бюркара, начальника французского генштаба, президент входит в аудиторию Musée national de la Marine de Paris, пожимает руку первому заместителю секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины генерал-полковнику Руслану Хомчаку, потом министру вооруженных сил Франции Себастьяну Лекорню и главам генштабов остальных стран (среди которых была, например, и Япония*), а также представителям НАТО и ЕС, чтобы затем занять место за центральным столом.

На этом открытая часть закончилась, содержание встречи — формально прошедшей в рамках 2-го Парижского форума обороны и безопасности (PDSF) — решили классифицировать как «военную тайну».

По ее итогам мы получили неофициальное «коммюнике» из Елисейского. В нем говорится о том, что «после встреч в Париже и Лондоне (речь о парижских мини-саммитах в феврале, прошедших поездок Макрона и Стармера к Трампу, и саммита 2 марта в Лондоне, прошедшего уже после скандальных «переговоров» Вэнс–Трамп–Зеленский. Ю. С.) и в связи с ускорением мирных переговоров президент также уточнил, что сейчас необходимо «перейти от концепции к плану», чтобы определить надежные гарантии безопасности для достижения прочного и долговечного мира в Украине».

Какая-то «конкретика» в этом «коммюнике» заключается разве что в словах «перейти от концепции к плану», означающих желание продвинуться дальше по вопросу конкретных договоренностей после нескольких политических саммитов, организованных Францией и Великобританией в феврале — начале марта.

Экстренная отмена выступления Макрона, как бывало уже не раз, может быть связана и с тем, что пока по-настоящему нечего объявить.

На прошлой неделе, 6 марта, после оборонного саммита ЕС в Брюсселе Макрон сам признал, что для всех европейских стран «условие» участия в франко-британском плане обеспечения послевоенной безопасности Украины — это «характер американской поддержки». На фоне нестабильности (или зигзагообразной стабильности, если хотите) действий администрации Трампа по отношению к Украине предсказать этот «характер» сейчас вряд ли кто-нибудь может.

Кроме того, в этом уравнении есть еще одно неизвестное — поведение Кремля. В итоге участники переговоров — хоть они и понимали это заранее — пока вынуждены договариваться, имея в виду, что им неизвестны многие условия уравнения.

Например, на прошлой неделе Владимир Зеленский (параллельно с Эмманюэлем Макроном) призвал к установлению «перемирия в воздухе и на море» для начала переговоров о «долговременном мире» (Москва назвала предложение «абсолютно неприемлемым»). И с этим проектом украинская делегация поехала в Джидду. А в американо-украинской декларации по итогам саудовских переговоров (которые закончились после встречи в Париже) говорится о «немедленном и временном прекращении огня на 30 дней, которое может быть продлено по взаимному согласию сторон». Без упоминания ограниченного «воздушно-морского» варианта.

Советник по национальной безопасности США Майк Вальц, государственный секретарь США Марко Рубио, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан, советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мосад бин Мохаммад аль-Айбан, министр иностранных дел Украины Андрей Сибиха и глава администрации президента Украины Андрей Ермак проводят встречу в Джидде, Саудовская Аравия, во вторник, 11 марта 2025 года. Фото: Saul Loeb / Associated Press / East News

Советник по национальной безопасности США Майк Вальц, государственный секретарь США Марко Рубио, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан, советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мосад бин Мохаммад аль-Айбан, министр иностранных дел Украины Андрей Сибиха и глава администрации президента Украины Андрей Ермак проводят встречу в Джидде, Саудовская Аравия, во вторник, 11 марта 2025 года. Фото: Saul Loeb / Associated Press / East News 

В итоге, согласно «коммюнике» Елисейского, участники встречи пришли к выводам, которые неоднократно повторялись по крайней мере в последние пару месяцев:

  • «Участники согласились, что эти гарантии безопасности должны:
  • Быть надежными и долгосрочными.
  • Сопровождаться неизменной поддержкой украинской армии.
  • Не отделяться от НАТО и его возможностей.
  • Наконец, президент отметил, что мы должны коллективно «взять на себя ответственность», потому что «это момент, когда Европа должна использовать весь свой вес, ради Украины и ради себя самой».

Тем не менее нужно учитывать, что такого рода военные договоренности, безусловно, в любом случае требуют долгосрочных согласований позиций почти сорока участников (среди которых много новых: 2 марта в Лондоне британский премьер Кир Стармер говорил о том, что в «коалиции доброй воли» согласились принять участие «19 стран и международных организаций»), поэтому встреча в любом случае была полезной.

Никакой демилитаризации: что Макрон рассказывал о европейских условиях обеспечения безопасности Украины

Парадоксально, но гораздо подробнее о содержании встречи с начальниками генштабов Макрон рассказывал за несколько дней до ее проведения — после упомянутого оборонного саммита ЕС.

Сказал: «Что касается инициативы, которую мы предприняли совместно с президентом Зеленским, премьер-министром Стармером, канцлером Шольцем и другими коллегами, поддерживающими нас (я хочу поблагодарить также Норвегию, Нидерланды и несколько других стран), мы попытались — через серию последовательных шагов — избежать поспешного перемирия без каких-либо гарантий. <…> Это предложение было обсуждено в течение последних дней в ходе обменов с нашими украинскими друзьями и с президентом Трампом и его командой.

Как вы видели, уже на следующей неделе (то есть уже на этой. Ю. С.) возобновятся переговоры, что является хорошим знаком. Идея заключается в том, чтобы продвигать этот процесс в ходе переговоров, которые возобновятся на уровне переговорщиков в Саудовской Аравии… Впервые с начала этого процесса, который также был одной из наших целей, существует процесс между США и Украиной на уровне переговорщиков для продвижения по этой схеме. Мы конкретно продвигаемся, чтобы понять, что приемлемо для всех сторон, и чтобы эта последовательность, позволяющая сначала создать измеримое перемирие, а затем условия гарантий безопасности, меры доверия и в конечном итоге устойчивого мира, могла быть выполнена. Это происходит сейчас в реальном времени, но нет никакого скрытого плана или подготовленного заранее плана. Действия предпринимаются каждый день, и контакты постоянны. Недавно у меня был двусторонний разговор с президентом Зеленским по этому вопросу. Прямо перед встречей с вами после Совета [Евросоюза] я обменялся мнениями с премьер-министром Стармером, и в ближайшие часы у нас будут контакты с американцами.

Таким образом, мы продвигаемся и будем смотреть, что произойдет в ходе переговоров [в Саудовской Аравии] в ближайшие дни».

Дальше пояснил, чего европейские союзники планируют ни в коем случае не допустить: «Что касается так называемых гарантий безопасности, нужно понимать, с чего мы начинаем. Россияне очень четко заявили о своих намерениях. Они сделали это во время переговоров в Стамбуле весной 2022 года <…>: никакого НАТО, никаких иностранных армий и демилитаризация Украины, которую Россия хочет видеть нейтральной страной, что означает очень ограниченный формат армии. Эти условия, конечно, неприемлемы для украинцев и для всех нас, потому что это фактически возвращает нас к условиям 2014 года, что позволит России перегруппироваться и снова начать операцию, угрожающую безопасности и суверенитету Украины, а также нашему собственному».

Читайте также

«Коалиция доброй воли». Но с волей и коалицией пока не определились

«Коалиция доброй воли». Но с волей и коалицией пока не определились

Кто подпишется под инициативой Франции и Британии по обеспечению безопасности Украины?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Дальше уточнил, что существует «несколько вариантов» предоставления Украине гарантий безопасности: «Во-первых, идея украинской армии, достаточно большой и сильной, <…>, то есть армии численностью в несколько сотен тысяч человек с более качественным снаряжением и, в частности, с защитой воздух–земля и целым рядом [других] возможностей для сопротивления. В этом отношении, думаю, можно сказать, что существует единогласие среди союзников. Я не слышал, чтобы кто-то из союзников, будь то европейцы или не европейцы, сказал: «Мы не хотим участвовать в этих гарантиях безопасности».

Далее. Есть идея о том, что, поскольку США отказываются (принять Украину) в НАТО — а лучшей гарантией безопасности является присоединение к НАТО, мы поддерживаем это, — есть идея [использовать] механизмы типа членства в НАТО. Несколько стран и комментаторов предложили механизмы типа статьи 5 или [другой] солидарности. До сих пор Соединенные Штаты Америки отклоняли все такие механизмы «типа НАТО».

И таким образом, есть еще одна категория, которая состоит в развертывании национальных армий на основе полностью национальных решений: не на линии фронта, не в оккупированной зоне, а после наступления мира в спокойных зонах, чтобы полностью их обезопасить, продемонстрировать стратегическое присутствие и фактически создать солидарность стран-членов НАТО. Это одна из схем, разработанных в рамках франко-британского сотрудничества, расширенного за счет других стран, и несколько стран <…> готовы участвовать при условии поддержки со стороны США».

Говоря о конкретных задачах парижской встречи с начальниками генштабов, Макрон уточнил: «Будут проведены первые предварительные обсуждения всех этих вариантов с начальниками штабов всех союзных армий… И затем каждому предстоит мобилизоваться на желаемом уровне в тесной координации с НАТО и военным командованием НАТО, которое также будет вовлечено в этот процесс. Идея заключается в том, чтобы дать украинцам как можно больше видимости, а также дать сигнал о характере нашей поддержки.

Все страны будут приглашены во вторник [11 марта], так как первый этап — это действительно единогласие… Важно также, чтобы велись технические работы, которые будут проводиться не на уровне глав государств и правительств. Думаю, что я скажу несколько слов, так как мы инициировали это (речь о планировавшемся, но отмененном в итоге открытом выступлении Макрона. — Ю. С.), но также технически нужно определить, какой тип организации и какие затраты [необходимы] на устойчивую поддержку украинской армии в надлежащем формате. Эти работы еще не начались, поэтому они должны быть проведены.

…И мы продолжим в тесной связи с НАТО и другими… Также, вероятно, (на встрече) будут представители американского командования — в любом случае НАТО, которые позволят поделиться этой информацией».

По итогам встречи среди перечисленных Елисейским дворцом ее участников не было «представителей американского командования», но были «представители НАТО».

Себастьян Лекорню. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

Себастьян Лекорню. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

По словам французского министра вооруженных сил Лекорню, который утром перед встречей выступал на открытии PDSF, она важна, так как «закладывает первый камень в эти гарантии безопасности» для Украины.

«Прочный и долговечный мир в Украине требует продолжения военной поддержки Киева, чтобы он мог вести переговоры с позиции силы. Завтра потребуются гарантии, чтобы убедиться, что российская *** не повторится.

В первую очередь, это сильная, модернизированная и совместимая с нашими украинская армия… Речь идет о том, чтобы <…> исходить из принципа, что первой гарантией безопасности остается украинская армия, и мы откажемся от любой формы демилитаризации Украины», — заявил Лекорню.

Отвечая в тот же день в Нацсобрании на вопросы парламентариев, министр вооруженных сил сказал еще более жестко: «Мы отвергнем любую демилитаризацию Украины, которая стала бы абсолютным скандалом и привела бы к нестабильности на всем европейском континенте».

Следите за продолжением…

Обсуждения — и послевоенных гарантий, и усиления нынешних оборонных возможностей Украины — активно продолжатся на этой неделе в Париже и Лондоне (параллельно с американо-российскими переговорами в Саудовской Аравии и вероятным «созвоном» Трампа и Путина).

Сегодня, в среду, 12 марта, в Париже Себастьян Лекорню собирает министров обороны стран формата E5: Франция, Германия, Великобритания, Польша, Италия. Первая встреча (с участием украинского министра Умерова по видеосвязи) будет посвящена помощи Украине, вторая — европейской обороне, по итогам предусмотрена пресс-конференция.

На внутреннем уровне сегодня в Национальном собрании Франции будет рассмотрено предложение резолюции об усилении поддержки Украины: в тексте призывается, в частности, к конфискации российских активов, против чего (пока) выступает правительство и президент Макрон (объявлял об этом на встрече с Трампом 24 февраля). Старые кремлевские «попутчики» (крайне левый Меланшон, крайне правая Ле Пен…) уже объявили, что проголосуют против.

  • 13 марта (чтобы убедить депутатов и сенаторов, которые должны будут проголосовать за рост оборонных расходов, и держать их в курсе переговоров с иностранными партнерами и ситуации в Украине) министр вооруженных сил Лекорню в присутствии премьер-министра Франсуа Байру встретится с председателями парламентских фракций.
  • В пятницу, 14 марта, президент Макрон увидится с представителями французского ВПК, которым предстоит увеличить объемы производства.
  • 15 марта премьер Великобритании Кир Стармер организует виртуальную встречу с участниками «коалиции доброй воли», включая Макрона. Два главных союзника Украины, безусловно, обсудят и итоги этой очень важной и очень насыщенной недели.

А пока президент Франции прокомментировал американо-украинские договоренности 11 марта: «Я приветствую прогресс, достигнутый в ходе переговоров между США и Украиной, которые состоялись сегодня в Джидде, особенно в отношении идеи возможного 30-дневного прекращения огня. Теперь мяч явно на стороне России. Франция и ее партнеры остаются привержены установлению прочного и долговечного мира, подкрепленного надежными гарантиями безопасности для Украины».

О том, что «мяч на стороне Украины», сказал чуть раньше и госсекретарь США Марко Рубио.

На следующий день, 12 марта, французское министерство вооруженных сил прислало официальное коммюнике по итогам встречи:

«37 начальников штабов армий или их представителей собрались вместе с генералом армии Бюркаром, начальником штаба французских вооруженных сил, и его британским коллегой, адмиралом Радакином, чтобы обсудить ряд вариантов, которые могут обеспечить наилучшие гарантии безопасности для устойчивого мира, начиная с сильной украинской армии.

Осознавая свою ответственность, европейцы и их союзники сделали значительный шаг, выразив свою решимость и обсудив возможное участие своих стран в обеспечении безопасности европейского континента. Демонстрация единого фронта и предложение прочных вариантов стали ключевыми задачами совместного обязательства по поддержке Украины и сдерживанию России.

Начальники штабов договорились довести эти варианты до сведения своих политических властей. Процесс продолжится уже на следующей неделе с началом планирования для тех начальников штабов, которые хотят продолжить переговоры, начатые сегодня».

* Елисейский дворец сообщил, что во встрече, помимо представителей НАТО и ЕС, участвовали главы генштабов следующих стран: Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Северная Македония, Словакия, Словения, Турция, Франция, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швеция, Эстония, Япония.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow