В Лондоне в воскресенье, 2 марта, прошли переговоры ключевых европейских союзников Украины, с подключением нескольких стран, которые — наряду с разрабатывающими этот план Великобританией и Францией — не исключают отправки своих миротворцев на украинскую территорию. По итогам саммита британский премьер Стармер рассказал о создании «коалиции доброй воли», к которой пока точно присоединились не все участники саммита. Есть «разбежности» и по вопросу уступок, на которые, по мнению лидеров разных стран, «должна» и «может» пойти Украина, чтобы «восстановить» диалог с Вашингтоном, и по вопросу масштабов возможного дальнейшего сотрудничества Европы и США в области обороны.
Контекст: Европа и Украина на фоне «начала эры бесчестия»?
Встреча в Лондоне была запланирована еще до катастрофических пятничных (28 февраля) переговоров Трамп–Зеленский–Вэнс в Овальном кабинете. Поэтому в Лондоне, безусловно, хоть и планировалось обсудить итоги визита Зеленского в Вашингтон — а также предварявших его визитов туда же Макрона (24 февраля) и Стармера (27-го) — но мало кто мог предположить, что обсуждать придется не «прогресс» в деле сближения позиции Белого дома с позицией Европы и Украины, а способы снижения американо-украинской напряженности. И поисков возвращения Трампа в «семью цивилизованных народов».
Напомню, хозяин Белого дома — при агрессивной поддержке своего вице-президента Вэнса — в пятницу устроил спектакль, в ходе которого основным виновником «срыва» перемирия «назначил» президента Украины, обвиненного даже в том, что он «слишком ненавидит» Путина…
Президент Зеленский ввязался в эту провокацию* — за что его немало критикуют, но принципиальную правоту Украины и ее президента немедленно после этих «переговоров» подчеркнуло подавляющее большинство глав государств и правительств Европы
(за исключением, конечно, венгра Орбана и словака Фицо). И далеко не все даже сторонники Трампа в США высказались в его поддержку после того, как он фактически выгнал президента Украины из Белого дома, заявив, что тот якобы «не готов к миру», и «потребовав» — посредством заявлений своих подчиненных — от Зеленского вещей, на которые тот как президент суверенной страны, очевидно, не может согласиться: от «извинений» до «ухода в отставку».
На этом фоне европейские союзники — Макрон, Стармер, Мелони… — перед саммитом связывались с Трампом, пытаясь «смягчить» его «позицию» и, конечно, подчеркнуть, что встреча в Лондоне не ставит своей целью «дружбу против Вашингтона» и что Европа надеется на продолжение сотрудничества, хоть и в другом формате, предусматривающем значительное увеличение ее расходов на собственную оборону.
Итальянский премьер Мелони — которую Трамп, судя по его заявлениям, «уважает» больше остальных европейских лидеров — сразу же после скандальной встречи в Овальном кабинете вечером 28 февраля опубликовала заявление с призывом «немедленно» провести саммит с участием «США, европейцев и их союзников», «чтобы откровенно обсудить, как мы намерены справляться с большими вызовами сегодняшнего дня, начиная с Украины, которую мы вместе защищали в эти годы…». И пообещала «в ближайшие часы» сделать партнерам соответствующее предложение (о результатах пока не сообщалось).

Джорджа Мелони. Фото: Christophe Ena / Associated Press / East News
Мелони встретилась с Владимиром Зеленским прямо в день лондонского саммита, до переговоров с участием всех лидеров. И известно, что она была среди тех европейских глав государств, кто пытался уговорить украинского президента «пойти на уступки» в общении с Белым домом. «Встреча позволила подтвердить поддержку Италией Украины и ее народа, а также обязательство вместе с европейскими и западными партнерами, а также США, построить справедливый и прочный мир, гарантирующий Украине будущее суверенитета, безопасности и свободы», — сообщило итальянское правительство после встречи.
Мелони подчеркнула, что «очень важно избежать» раскола Запада, и заверила, что Италия и Великобритания могут продолжить попытки «строить мосты» с Вашингтоном.
Премьер Польши Дональд Туск высказался в том же духе, заявив, что Варшава может использовать свои «очень хорошие отношения с американцами», чтобы убедить их оказать большую поддержку Украине.
Не отказался от «мостостроительной» миссии и президент Франции Макрон, который перед поездкой в Лондон поговорил и с Трампом, и с Зеленским, и со Стармером, и с генсеком НАТО Рютте, и с главой Европейского совета Кошта… В интервью Tribune du dimanche в субботу французский президент прокомментировал «неудачно прошедшую» встречу Трампа с Зеленским и призвал к снижению напряженности: «Я думаю, что выйдя из состояния раздражения, всем нужно вернуться к спокойствию, уважению и признанию, чтобы мы могли конкретно продвигаться вперед, потому что то, что на кону, слишком важно». Добавил:
возможное прекращение Соединенными Штатами помощи Украине «не в их (американских) интересах».
После обмена мнениями с президентами США, Украины и Франции «мы договорились, что Великобритания вместе с Францией и, возможно, одной-двумя другими странами будет работать с Украиной над планом прекращения боевых действий, а затем обсудит этот план с США», — сказал за несколько часов до лондонского саммита премьер-министр Великобритании Кир Стармер в интервью BBC.
Проблема в том, что кошмарный прием, устроенный Владимиру Зеленскому в Овальном кабинете, уже совсем четко и недвусмысленно продемонстрировал то, что многие подозревали и до этого: Трамп, очевидно, отдает предпочтение Москве, идя ей на уступки еще до начала «настоящих переговоров» о мире, и одновременно выдвигая претензии и счета Украине. Очевидно также, что Трамп — заявляющий, что Евросоюз был создан, чтобы «вредить США» — давно и намеренно идет и на охлаждение отношений с евроатлантическими союзниками. Показательным шагом со стороны администрации Трампа в этом отношении стала отмена 26 февраля уже назначенной встречи госсекретаря Марко Рубио с главой дипломатии ЕС Каей Каллас — притом что она уже находилась в Вашингтоне.

Эмманюэль Макрон, Кир Страмер и Владимир Зеленский на саммите в Лондоне. Фото: Justin Tallis / Associated Press / East News
«Стало ясно, что свободному миру нужен новый лидер. Это нам, европейцам, нужно принять этот вызов», — заявила Каллас после «переговоров» Трамп–Зеленский–Вэнс.
«Началась новая эра бесчестия, <…> в которой нам как никогда нужно защищать международный порядок, основанный на правилах и праве, против права сильного», — подчеркнула министр иностранных дел Германии Анналена Бербок (цитата по AFP).
В этом контексте лидеры большинства стран Европы — при очевидном нежелании ухудшать 80-летние союзнические военно-политические отношения с Вашингтоном — срочно работают над значительным укреплением собственных оборонных возможностей, поисками усиления военной поддержки Украины и обеспечения ее гарантий безопасности даже без США (одним из показательных шагов стало то, что в феврале Великобритания взяла на себя председательство в формате «Рамштайн», которое до этого почти три года было за Вашингтоном).
При этом стараясь максимально «задабривать» неистового переговорщика Дональда Трампа.
И прицельно льстить ему словами и жестами — вроде приглашения от короля Карла III посетить Великобританию с «историческим государственным визитом», которое Стармер вручил Трампу в Белом доме.
Президент США сначала положил приглашение на стол, а потом, словно боясь, что оно может исчезнуть, бережно положил во внутренний карман пиджака.
Но и Карл III вечером в воскресенье после лондонского саммита тепло принял президента Зеленского. Притом что глава украинского государства был «не в костюме» и, очевидно, приехал в поместье британских монархов Сандрингем в Норфолке «без козырей на руках».

Король Великобритании Карл III и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи в Сандрингемском дворце. Фото: AP / TASS
Премьер-министр Стармер накануне саммита поговорил с украинским лидером на Даунинг-стрит, оказав ему приличествующий прием, который тоже приятно контрастировал с вашингтонским. И объявил о предоставлении Киеву кредита на производство оружия в размере 2,26 млрд** фунтов стерлингов, который «будет погашен из доходов от замороженных российских активов». «Вы действительно желанный гость на Даунинг-стрит… И как вы слышали по аплодисментам на улице (сотен людей, встречавших украинский кортеж. — Ю. С.), у вас есть полная поддержка по всей Великобритании, и мы остаемся рядом с вами, рядом с Украиной, столько, сколько потребуется», — сказал британский премьер.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кто участвовал в лондонской встрече и что решили
В саммите в Ланкастер-Хаус приняли участие представители 19 стран и международных организаций — в основном лидеры государств Европы (плюс председатели Еврокомиссии и Евросовета фон дер Ляйен и Кошта), но также и премьер Канады Трюдо (чью страну последние угрозы со стороны Трампа явно «охладили» в ее отношении к США), и министр иностранных дел Турции Хакан Фидан (Стамбул выражает желание играть роль в обеспечении безопасности Украины — в том числе в отправке миротворцев — и в мирных переговорах), и генсек НАТО Марк Рютте. Последний рассказал Би-би-си перед саммитом, что дважды разговаривал с Зеленским после его встречи в Белом доме, и заявил, что тот должен «найти способ» «восстановить отношения» с Трампом. Бюджет НАТО, напомню, по-прежнему финансируется главным образом из Вашингтона.
«Мы собрались здесь сегодня, потому что это уникальный момент для безопасности Европы, и все мы должны мобилизоваться», — сказал Стармер на открытии саммита, одной из задач которого, согласно коммюнике Даунинг-стрит, стало обсуждение вопроса, как продолжить «сотрудничать с США для продвижения к устойчивому миру для суверенной Украины».
Сидя рядом с украинским президентом, Стармер заверил его в полной поддержке Украины со стороны всех лидеров, «находящихся за этим столом».
На пресс-брифинге после саммита Стармер рассказал о «четырех шагах» по достижению долгосрочного мира в Украине (цитирую Би-би-си):
- пока идет *****, продолжать оказывать Украине максимально возможную военную поддержку и усилить экономическое давление на Россию;
- любой прочный мир должен обеспечить суверенитет и безопасность Украины, и она должна быть за столом переговоров;
- в случае заключения мирного соглашения европейские лидеры будут стремиться предотвратить любое вторжение России в Украину в будущем;
- будет создана «коалиция доброй воли» (в оригинале — coalition of the willing) для защиты Украины и обеспечения мира в стране.
Подчеркнул, напомнив о неудачном опыте Минских соглашений: «Конечно, нам нужно посадить Россию за стол переговоров, но мы не можем позволить России диктовать свои условия. Иначе мы не достигнем никакого прогресса. Вы знаете, чтобы это соглашение случилось, оно должно быть хорошо защищено».
При этом отказался называть страны, которые уже присоединились к коалиции. Но заверив, что обсуждения, «особенно те, что касаются коалиции доброй воли», были основаны на потенциальной «поддержке Соединенных Штатов».
«Я бы не взялся за это направление, если бы не думал, что оно приведет к положительному результату, чтобы мы могли вместе продвигаться вперед — Украина, Европа, Великобритания и США», — сказал Стармер.
При этом Европа «должна взять на себя основную часть работы», еще раз подчеркнул он, повторив то, что и сам он, и президент Макрон говорили Трампу в Вашингтоне за несколько дней до этого.
Стармер заявил, что не хочет выбирать между США и Европой: «Мое мнение, что он [Трамп] хочет прочного мира, и я с ним в этом согласен. Никто не хочет, чтобы этот конфликт продолжался, меньше всего украинцы».
Он также снова подтвердил намерение Великобритании поддержать усилия европейских стран по обеспечению послевоенной безопасности Украины «сапогами на земле и самолетами в воздухе».

Европейские лидеры на саммите в Лондоне. Фото: Justin Tallis / Associated Press / East News
Премьер Польши Туск сказал после саммита, что Запад должен противостоять России, и призвал: «Должно быть сделано все для того, чтобы Европа и США говорили одним голосом». И поддержал идею Мелони по проведению срочного европейско-американского саммита.
Глава Еврокомиссии тоже не могла не обратиться из Лондона к главе Белого дома с призывом, заявив: «Мы готовы вместе с вами защищать демократию, отстаивать принцип верховенства закона, согласно которому нельзя вторгаться к соседу или силой менять границы». Напомнила: «В наших общих интересах предотвратить будущие войны»***.
Лучше — с США. А без США будет европейская «добрая воля»?
Но понятно, что в надежды многих европейских лидеров относительно степени соучастия Штатов в европейских усилиях по обеспечению послевоенной безопасности Украины были внесены поправки — на фоне пятничного скандала в Овальном кабинете. И «коалиция доброй воли» может стать союзом, при худшем развитии событий, сотрудничество даже в условиях полного отказа США от поддержки Украины.
Не зря, вероятно, и госпожа Мелони — при всех заявлениях Стармера об американском участии — пока скорее исключила возможность присоединения к коалиции, заявив, что это — «решение, которое может оказаться очень сложным». И произнесла фразу, которую мог бы произнести сам Трамп: «Соединенные Штаты, безусловно, хотят мира, и хотят его быстро».
«Мы должны оставаться едиными», — так ответил ей Макрон в интервью итальянской газете Il Foglio, которое вышло в понедельник. «Если мы хотим быть надежными европейцами в нашей долгосрочной поддержке Украины, мы должны быть в состоянии предоставить надежные гарантии безопасности. Мы пытаемся сдвинуть дело с мертвой точки. И нам нужна Италия, сильная Италия, действующая вместе с Францией, Германией, в концерте великих наций. Именно поэтому я пригласил итальянского премьер-министра Джорджу Мелони 17 февраля (в Париж на первый из двух мини-саммитов по Украине. — Ю. С.). Необходимо, чтобы Италия была на нашей стороне, чтобы она посвятила себя этому пути, и сделала это как великая европейская страна…» — сказал президент Франции.
По пути на лондонский саммит Макрон сказал газете Le Figaro, что не верит в перемирие, о котором договорятся исключительно Москва и Вашингтон.
И заявил, что в качестве первого проверочного шага готовности Москвы к миру он и Стармер предлагают для начала заключить «перемирие в воздухе, на морях и на энергетических объектах», которое продлится месяц. Преимущество такого шага заключается в том, что «мы знаем, как его измерить», сказал Макрон, не уточнив пока подробностей предложения.
Отметил, что «не будет европейских войск на украинской земле в ближайшие недели», и сказал, что нужно «использовать это время, чтобы попытаться достичь перемирия, с (дальнейшими) переговорами, которые займут несколько недель, а затем, после подписания мира, развертывания (миротворцев)». Повторил то, что говорил и на своей встрече с президентом США неделю назад: «Мы хотим мира. Но не любой ценой, не без гарантий».
И рассказал, что «трижды разговаривал (с Трампом) за последние три дня» (последний звонок был уже после лондонского саммита).

Эмманюэль Макрон. Фото: Justin Tallis / Associated Press / East News
Владимир Зеленский, разговаривая с журналистами после саммита, в ответ на вопрос BBC о его осведомленности о франко-британском проекте, сказал, что он «в курсе всего».
«Работаем в Европе все вместе, чтобы была надежная основа для сотрудничества с Америкой ради настоящего мира и гарантированной безопасности. Единство Европы — на чрезвычайно высоком уровне, которого давно не было.
Обсуждаем с нашими партнерами гарантии безопасности и условия справедливого мира для Украины. Готовим ряд важных встреч и решений в ближайшее время», — сообщил Зеленский после саммита в своих соцсетях.
И добавил:
«Именно мир нам нужен, а не вечная *****. И именно поэтому мы говорим, что гарантии безопасности являются ключом к этому.
В ближайшее время мы все в Европе сформируем наши общие позиции — линии, которых должны достичь, и линии, с которых не можем отступить. Такие позиции будут представлены нашим партнерам в Соединенных Штатах Америки».
Тем временем из Вашингтона — от различных сотрудников и советников администрации — продолжают звучать «требования» об «извинениях» президента Украины перед Трампом, «возвращении (Зеленского) к разуму» и даже о его «отставке».
А сам президент США опубликовал в воскресенье в своей соцсети заявление, которое может намекать на начало утраты его «интереса» к мирному урегулированию: «Мы должны меньше беспокоиться о Путине, а больше — о бандах мигрантов-насильников, наркобаронов, убийц и людей из психиатрических клиник, въезжающих в нашу страну — чтобы мы не стали похожи на Европу!»
Через десять часов, в понедельник, Трамп все-таки снова высказался о ситуации вокруг Украины, пытаясь ответить на массированную критику, обрушившуюся на него после пятничного «позора в Овальном кабинете» (по данным опроса CBS, опубликованного в воскресенье, 52% американцев выразили поддержку Украине, 4% поддержали Россию, и 44% не поддержали ни одну из сторон; при этом 46% заявили, что Трамп «отдает предпочтение России», и только 11% — что Украине).
Заверил: «Единственный президент, который не отдал ни пяди украинской земли Путину, — это президент Дональд Дж. Трамп. Помните об этом, когда слабые и неэффективные демократы критикуют, а Fake News с радостью публикуют все, что они говорят!»
«ЗАВТРАШНИЙ ВЕЧЕР БУДЕТ ВАЖНЫМ. Я СКАЖУ ВСЕ КАК ЕСТЬ!» — написал Трамп еще через час.
Известно, что планируется обращение президента США к Конгрессу.
Мир замер в ожидании — и это без шуток.
При этом уже сегодня, согласно данным источников The New York Times, после совещания с госсекретарем Марко Рубио и министром обороны Питом Хегсетом, г-н Трамп может объявить о «приостановке» или «полной отмене» военной помощи Украине.
«Мы рассчитываем на помощь Соединенных Штатов Америки. Безусловно. И я считаю, что прекращение такой помощи будет выгодно исключительно Путину. Поэтому я уверен, что Соединенные Штаты как представители цивилизованного мира не будут (ему) содействовать», — сказал президент Зеленский в интервью после саммита. Президент Трамп пока демонстрировал только обратное.
* Подготовленную, как, например, считает будущий канцлер ФРГ Мерц, или по большей части импровизированную, но в любом случае отражающую реальное «тяготение» Трампа к Кремлю.
** После лондонского саммита Стармер объявил еще и о том, что правительство Великобритании позволит Украине использовать 1,6 млрд фунтов британского экспортного финансирования для покупки более пяти тысяч ракет ПВО, которые будут произведены в Белфасте.
*** Повторила: «Надо срочно перевооружить Европу. В следующий четверг (6 марта) на саммите ЕС (по вопросам обороны и дальнейшей поддержки Украины, с участием Владимира Зеленского. — Ю. С.) я представлю лидерам план по этому поводу». Продолжат обсуждать и поддержку и украинских оборонных возможностей в перспективе. «Мы хотим превратить Украину в стального дикобраза, который будет неприступен для любого потенциального захватчика», — сказала фон дер Ляйен.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68