— В минувший сезон новогодне-рождественских праздников в соцсетях чуть не каждый день одни (чаще всего уехавшие) писали: как они там могут праздновать Новый год в этой России, как они там ходят по театрам и ресторанам, и не стыдно им. А другие, чаще всего оставшиеся, спрашивали: ну что нам тут теперь, сдохнуть, что ли? Что изменится, если мы не станем покупать елку, а сядем на хлеб и воду? Одни возмущены тем, что другие чему-то там радуются, другие возмущены тем, что им велят отказаться от всего, что вообще в жизни осталось хорошего. Дилемма.
— Вопрос радости — вообще сложный. Человек имеет право радоваться жизни, и это право связано с его правом на жизнь. Никто не имеет права отобрать у другого жизнь — соответственно, никто не имеет права и отобрать у другого радость жизни.
Радость — это внутренняя категория. Я имею право радоваться даже посреди самой ужасной обстановки, если вдруг эта радость приходит. Как мы знаем из мемуаров, из писем, радуются даже те люди, которые оказались в самых тяжелых обстоятельствах. Даже в книгах людей, прошедших концлагеря, есть эпизоды, где они чувствовали радость, где у них получалось, удавалось где-то отстоять вот эту свою маленькую радость жизни. И, конечно, ни у кого вообще нет права указывать мне, что я как-то неправильно радуюсь: не там, не здесь, не тому.
Но это только одна сторона. Другая в том, что мы существа коллективистские, социальные, и никто из нас не живет, как сферический конь, в вакууме. Поэтому странно выглядит радость на похоронах. Не менее странно выглядит демонстративная радость, которая фактически является социальным высказыванием. Высаживается десант русских олигархов в Куршевеле, они радуются. Пир во время чумы. И это вызывает, конечно, моральное осуждение, потому что такая радость — это, прежде всего, высказывание в духе отсутствия эмпатии к бедам других людей. И как существ социальных нас это возмущает, это нормально тоже.