С самых разных сторон политического мира происходят сегодня вещи, которые говорят о надломе глобального исторического порядка. Того, что условно называется «либеральной демократией» и предполагает выстраивать мир на идеях «открытого общества», равенства возможностей и гуманистического прогресса. Причем воля сломать, отвергнуть этот порядок идет со стороны и противников либерализма — тех, кто за политическое самодержавие и авторитарность, — и тех, кто за абсолютную анархию, за «чистый» либерализм. Как говорится, концы сходятся.
А поскольку разуму человеческому всегда важно все оценивать, то здесь возникает два очевидных варианта: или такой глобальный порядок с его идеями стал совсем не хорош, или же, напротив, его ниспровергатели совсем не хороши. Тех ниспровергателей, что со стороны самодержавия, — их не составит труда записать на «темную сторону». Они себя и сами не определяют в «просветители». Но вот те, что со стороны анархии и либерализма, с ними на первый взгляд не так все просто. Ведь они провозглашают свободу, а свобода в порядке «либеральной демократии» — едва ли не первая ценность.
Для понимания, почему «чистые» либералы против «либеральной демократии» и что роднит их с «чистыми» авторитаристами, — интересно взглянуть на тезисы одного из их представителей.