Сталинский вампир: дух вождя как главный экспонат
В самом начале своей экспозиции галерея Béton вывесила фотографию, на которой Сталин и члены его правительства на трибуне получают цветы от советских детей. Говоря фотоязыком, этот снимок — нечто вроде контрового света: этот луч направлен совсем не туда, выставка — прямая противоположность этой фотографии. Точнее, она вообще и совсем не о том. Но имперско-диктаторскую тему развивает еще пара экспонатов, к фотографии вообще не имеющих отношения: работа 1989 года «Бюст с лентой» Орлова представляет из себя размещенное на миниатюрном постаменте нагромождение орденов и орденских лент, знаков отличия, флагов, здесь же несколько раз повторяется слово Empire (империя). Спустя девять лет уже в совсем другой России тот же автор создал фарфоровых Сталиных с позолотой, на головах у которых размещены некие дары или просто нестандартные причудливые головные уборы, — эта работа называется «Сталинский ампир» и тоже занимает одно из центральных мест.
Кураторы выставки, очевидно, хотели обозначить дух эпохи, о которой рассказывают, — и тут все получилось довольно условно, потому что львиная доля представленных фотографий была создана значительно позже чем 1930–50-е годы, причем некоторые уже в постсоветское время. Даже если присовокупить к годам сталинского правления период «развитого социализма» (организаторы выставки настаивают, что фотографы стали отходить от сюжетно-ориентированного творчества во «время, связанное с разочарованием в социалистической идеологии»), все равно получается слишком размашисто по историческим вехам.