Комментарий · Политика

«Спокойно называю бетонные коробушки двориками»

Журналистка Мария Пономаренко из СИЗО — о том, как важна поддержка с воли, о цензуре, книгах и невозможности принять несправедливость

Зоя Светова, обозреватель «Новой»

Мария Пономаренко. Фото:Александр Лизратов / Коммерсантъ

43-летняя журналистка портала RusNews Мария Пономаренко была осуждена в феврале 2023 года на 6 лет колонии общего режима по делу о «фейках» о российской армии из-за постов Марии в соцсетях, которые не соответствовали пресс-релизам Министерства обороны России. Пономаренко отправили отбывать срок в ИК-6 в поселке Шипуново Алтайского края.

В ноябре 2023 года стало известно, что журналистку обвиняют в нападении на двух сотрудников колонии. По официальной версии Пономаренко отказалась добровольно идти на дисциплинарную комиссию, а когда сотрудники колонии повели ее туда силой, стала сопротивляться и якобы напала на них. В письмах к коллегам и друзьям Мария рассказывает о нарушениях прав человека в ИК-6 в поселке Шипуново, с которыми ей приходится сталкиваться.

24 сентября 2024 года на заседании Шипуновского районного суда Алтайского края по новому уголовному делу против нее Мария заявила, что объявляет голодовку в знак протеста: «Ваша честь, половина моих подписей и подписи сотрудников подделаны. Откуда появились семь выговоров, о которых я не знала? У меня такой шок был, когда я это получила! Я вижу по ИК-6, что там происходит, (…) надзорный прокурор Черепанов мне лично 14 сентября сказал: «Жалуйтесь, поотписываемся»!

Мария продолжает находиться в СИЗО-1 города Барнаула. Оттуда она ответила на вопросы «Новой».

«Дорогая Зоя! Ради знакомства с теми людьми, с которыми сейчас общаюсь, стоило сесть в тюрьму. Пишут совершенно потрясающие, уникальные личности, чистейшие бриллианты рода человеческого. К сожалению, всем ответить нереально. Однако я бережно храню каждую весточку, отправляю мысленные благодарности и надеюсь однажды реализовать мечту на вербальное выражение признательности чутким, великодушным единомышленникам, не оставшимся в стороне в столь страшные, мрачные годы. Первое ваше письмо не доставили — видимо, цензору оно сильно понравилось. Чаще, конечно, возникает проблема с исходящей корреспонденцией, указанное связано с отсутствием четкого перечня табуированных тем.

Жаль, уже не смогу лично поблагодарить Валерия Абрамкина за его вклад в гуманизацию ФСИН России. Четыре месяца в ШИЗО по советским правилам, с учетом реактивного метаболизма, серьезно подкосили бы (известный советский диссидент правозащитник Валерий Абрамкин в 90-х годах добился изменений правил питания в ШИЗО. Вплоть до 1988 года существовала пониженная норма питания, горячее питание осужденным предоставлялось через день.«Новая».)

Почему вы так долго находитесь в СИЗО?

— Длительность моего пребывания в СИЗО обусловлена вторым уголовным делом, возбужденным против меня в октябре 2023 года. Подробности о деле приведут к блокировке письма.

Мария Пономаренко. Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

— Как проходят ваши дни в заключении?

— Дни похожи один на другой и были бы неотличимы, но яркие краски весточек с воли разбавляют стандартную серую хмарь пенитенциарных реалий.

Представляете, уделяя растяжке около пяти минут в день с периодическим перерывами (иногда на месяц) научилась стабильно садиться на шпагат. В меню физических упражнений, выполняемых в прогулочном дворике, входят выпады, отжимания, прокачка пресса. Растяжкой занимаюсь в камере.

Человек ко многому способен привыкнуть, вот и я спокойно называю бетонные коробушки двориками, хотя два с половиной года назад с трудом выдавливала из себя данное слово.

С несправедливостью только почему-то никак не удается смириться, пытаюсь, но не могу принять ее, понять, свыкнуться…

Что вы читаете?

Без чтения здесь нельзя — деградируешь моментально, и почта не спасет. Предпочтение отдаю литературе исторического жанра и любой, расширяющий кругозор, кроме детективов и женских романов. Сейчас «в песню» — произведение Юрия Когинова «Багратион», с первых страниц отметила симпатии автора к «властителям с сильной рукой», в этом аспекте мы антиподы.

Ранее познакомилась с антологией английской литературы XVII–XVIII веков с шикарным предисловием, содержащим расшифровки нюансов социально-политической жизни эпохи.

Книгой 2024 года считаю (личный рейтинг) труд профессора Николаса Старгардта «Мобилизованная нация» — работа, достойная изучения в старших классах школы. Профессор Старгардт дал развернутые ответы на вопросы о том, как немцы допустили фашизм, геноцид, развязывание Второй мировой войны, почему молчали…

Лидерами 2022 и 2023 года соответственно стали «Зверь из бездны» Герман Раушнинга и «Сколько стоит человек» Ефросиньи Керсновской (автобиография).

Кроме того, обязана отметить «Долгое молчание» Маши Рольникайте, «Выбор» Эдит Евы Эгер, «Скажи жизни «да!». Психолог в концлагере» Виктора Франкла, документальные повести Сергея Смирнова о героях Великой Отечественной.

Пиршеством эстетического наслаждения красивым слогом могу назвать «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и повести и рассказы Нгуена Туана (вьетнамский классик).

В 1983–1987 годах мои родители — советские диссиденты — отбывали ссылку в поселке Усть-Кокса на Алтае. Я часто навещала их вместе с моими маленькими детьми. Вы бывали в Горно-Алтайске?

Удивительная штука судьба! Я родилась в райцентре Алтайского края, а мама зарегистрировала меня в селе Абай Усть-Коксинсого района, в котором в реальности в сознательном возрасте я побывала лишь однажды — в 15 лет. В Усть-Коксе жили близкие родственники бабушки, я незнакома с ними в силу возраста. Наше поколение между собой четвероюродное — «седьмая вода на киселе».

Вашим же родителям, наверное, тяжело пришлось в аспекте физиологической и моральной адаптации. У аборигенов специфический менталитет, среди славян превалируют потомки старообрядцев-кержаков, сепарировавшихся от цивилизации около трех веков назад. Частичку их первобытного уклада сохранила моя бабушка. Суровые условия, резко-континентальный климат, круглый год холодные ночи, давление… и столичная семья интеллектуалов.

Не коррелируется с учетом «оснований» для ссылки…

P.S.

Чуть не забыла: вы с моей мамой — тезки».