Колонка · Общество

Закладка в законе с двойным дном

Контрабандные поправки в УК, принятые Думой, могут означать, что у силовиков уже есть на примете тот, до кого они помогут дотянуться

Леонид Никитинский, обозреватель «Новой»

Член комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Отари Аршба и председатель комитета Госдумы РФ по просвещению Ольга Казакова. Фото: Марат Абулхатин /пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Есть такое нехорошее «деяние»: контрабанда. Бывает, контрабандистами становятся случайно или по наводке. Например, недавно в аэропорту по прилете была задержана поэтесса и бард Вероника Долина — у нее были обнаружены лекарства, которые она везла для личного пользования. А в Госдуме «контрабанда», напротив, ненаказуема и регулярно используется для протаскивания законопроектов, к которым во втором чтении добавляются поправки, не имеющие к первоначальному проекту никакого отношения.

Законопроект № 671359-8 был рассмотрен в первом чтении 22 июля и касался только дифференциации наказания за организацию вооруженного мятежа и участие в нем. Ко второму чтению 6 декабря в документе возникла новая тема — предложено расширить составы преступлений, предусмотренные статьями 275–276.1 УК РФ в диапазоне от государственной измены, шпионажа и «конфиденциального сотрудничества» до «оказания помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ».

Предложенные новеллы расширят понятие «переход на сторону противника», которым статья 275 (государственная измена) была дополнена в июле 2022 года. После вступления поправок в силу (со дня их опубликования) «переходом» будет считаться не только «участие в составе сил (войск) противника в вооруженном конфликте…», но также «добровольное участие в деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций противника, заведомо направленной против безопасности РФ». В свою очередь под «противником» будет пониматься «иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники».

Поправки расширят дискрецию правоприменителя — следственный комитет и судебная практика определят, какие «государства, международные либо иностранные организации» противостоят РФ в ходе СВО и надо ли понимать слова президента о противостоянии с НАТО как метафору или буквально. В последнем случае 

«переходом на сторону противника» может оказаться сотрудничество с любой некоммерческой или даже коммерческой организацией, зарегистрированной «в странах враждебного Запада».

В статье 275.1 о «конфиденциальном сотрудничестве», предполагающей «оказание финансовой, материально-технической, консультативной или иной помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ», предлагается расширить понятие субъекта преступления, отнеся к нему наряду с гражданами РФ также иностранных граждан, если они находятся на территории РФ. В отдельную статью — 276.1 УК — будет выделено и «оказание находящимися на территории РФ иностранным гражданином… финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи противнику…». Эти новеллы могут облегчить кому надо пополнение «обменного фонда» — по действующей редакции УК иностранные граждане под эти составы не подпадают.

Поправки внесли двое: неугомонный председатель Комитета по безопасности Василий Пискарев и Отари Аршба — член Комитета по госстроительству и законодательству, именно он осчастливил нас первоначальным документом. Между открытым мятежом в первом чтении и тайным сотрудничеством во втором все же есть разница, и такие поправки должны были быть вынесены на первое чтение как отдельный проект. Прицепившись к «мятежу», Пискарев и Аршба проскочили «мимо таможни». Такая спешка может объясняться тем, что 

у силовых структур, которые по факту диктуют законодателям свою волю, уже есть на примете кто-то, под кого срочно требуется «подрихтовать состав».