Есть такое нехорошее «деяние»: контрабанда. Бывает, контрабандистами становятся случайно или по наводке. Например, недавно в аэропорту по прилете была задержана поэтесса и бард Вероника Долина — у нее были обнаружены лекарства, которые она везла для личного пользования. А в Госдуме «контрабанда», напротив, ненаказуема и регулярно используется для протаскивания законопроектов, к которым во втором чтении добавляются поправки, не имеющие к первоначальному проекту никакого отношения.
Законопроект № 671359-8 был рассмотрен в первом чтении 22 июля и касался только дифференциации наказания за организацию вооруженного мятежа и участие в нем. Ко второму чтению 6 декабря в документе возникла новая тема — предложено расширить составы преступлений, предусмотренные статьями 275–276.1 УК РФ в диапазоне от государственной измены, шпионажа и «конфиденциального сотрудничества» до «оказания помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ».
Предложенные новеллы расширят понятие «переход на сторону противника», которым статья 275 (государственная измена) была дополнена в июле 2022 года. После вступления поправок в силу (со дня их опубликования) «переходом» будет считаться не только «участие в составе сил (войск) противника в вооруженном конфликте…», но также «добровольное участие в деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций противника, заведомо направленной против безопасности РФ». В свою очередь под «противником» будет пониматься «иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники».
Поправки расширят дискрецию правоприменителя — следственный комитет и судебная практика определят, какие «государства, международные либо иностранные организации» противостоят РФ в ходе СВО и надо ли понимать слова президента о противостоянии с НАТО как метафору или буквально. В последнем случае