Сюжеты · Культура

Демократию построить — не ишака купить 

Глава СПЧ Фадеев в гостях у «Эмпатии Манучи»

Ирина Петровская, обозреватель «Новой»
АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Валерий Фадеев на интервью у «Эмпатии Манучи». Скриншот rutube.ru канал Эмпатия Манучи

Глава СПЧ Валерий Фадеев, тишайший и в повседневной политической жизни не особенно активный, внезапно активизировался и много чего наговорил. При этом его скандальное интервью РБК журналисты, блогеры и политологи обсуждают который день, а явление сего государственного мужа в «Эмпатии Манучи» накануне публикации РБК прошло для прогрессивной общественности незамеченным. Восполняем пробел.

Они удивительным образом спелись — ведущий «Эмпатии Манучи» Вячеслав Манучаров и председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. В том числе и потому, вероятно, что в «Эмпатии» ноль собственно эмпатии, то есть сочувствия к угнетаемым и гонимым, а права человека в деятельности означенного Совета явно не относятся к его приоритетным интересам.

Знаете, почему? Потому что, как утверждает глава Совета, опросы общественного мнения показывают: и наши граждане ставят политические права и свободы далеко не на первые места. Граждан интересует прежде всего их собственная жизнь — право на здравоохранение, образование. Жить стало лучше, жить стало веселее. «Ситуация сейчас спокойная», поэтому права человека уходят из актуальной повестки.

Манучаров развивает тему: «А вы согласны, что проблема соблюдения прав человека раздута так называемым креативным классом?» Фадеев, разумеется, согласен. По его мнению, так называемый креативный класс присвоил себе звание совести нации, а главное — у него нет чувства истории. В то время как народ в 90-е годы прошлого века бедствовал и вымирал от потери смысла жизни, сердечных болезней, суицида и алкоголизма, этот креативный класс прекрасно устроился в новой жизни, работал на крупный капитал и демонстративно закрывал глаза на народные страдания. Страшно далек он от народа, под ним нет почвы, и за ним никогда не пойдет большинство, которому, соответственно, и всякие глупости типа прав человека и свободы слова по барабану.

«То, что мы сейчас называем креативным классом, это отыгранный фактор», — резюмирует Фадеев. Как и так называемая демократия, которую этот класс якобы пытался построить, тоже отыгранный фактор: «Демократию построить — не ишака купить».

Валерий Фадеев на интервью у «Эмпатии Манучи». Скриншот rutube.ru канал Эмпатия Манучи

Между властью и народом в кои-то веки установились гармоничные отношения, и не надо разрушать их и вносить смуту и раздор. Которые тут временные, слазь, кончилось ваше время!

Манучаров удовлетворенно кивает. Но все же пытается уточнить, нет ли сегодня каких-то ограничений в области прав и свобод. Фадеев предельно честен с молодым коллегой: «В связи с проведением СВО, в связи с войной (это он так говорит, ему можно, а мы не будем же цензурировать государственного человека.И. П.), конечно, есть минимальные, с моей точки зрения, ограничения… У тех, кого раньше было принято называть либералами, кто стали «иноагентами», у тех, конечно, есть ощущение, что их права нарушены — безусловно. И в каком-то смысле они правы. В каком-то смысле».

«В каком?» — вскидывается ведущий. Фадеев внезапно впадает в метафоричность. «Время обнимать — и время уклоняться от объятий. Время войны и время мира. Страна ведет тяжелые боевые действия, это все непросто. И в этой ситуации выступать против собственной страны, против собственной армии — это, по крайней мере, нечестно. Надо иметь совесть, честь, если хотите, чтобы хотя бы просто промолчать… А государство имеет право применить некоторые, еще раз скажу, минимальные санитарные меры против тех, кто не разделяет его политику».

Манучаров с интонацией ябедника из младшей группы детского сада подбрасывает аргумент зловредных либералов: «А они сегодня говорят, что это не санитарные меры, а репрессии».

Фадеев возмущен: ну какие это репрессии? Вот в 1937–1938 годах были репрессии — людей сотнями тысяч расстреливали. А этим деньги, что ли, не дают вывезти? Ха-ха-ха.

Валерий Фадеев. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Что касается свободы слова, то и тут фактически никаких ограничений нет. Люди что хотят, то и смотрят. Другое дело, что огромный вред свободе слова и журналистике нанесли интернет и блогеры, заполонившие все сетевое пространство «ниагарами чуши». И теперь одни эту чушь производят, а другие читают или смотрят. Удар по профессиональной журналистике? Удар. Катастрофа? Нет. Просто нездоровая ситуация.

«А вот «Дождь»* отключили от эфира?» — как бы провоцирует собеседника Манучаров. «И хорошо, что отключили», — мгновенно реагирует тот. «Эхо Москвы» закрыли? — не унимается интервьюер, тут же добавляя: — Тоже неплохо, я теперь там вещаю на радио «Спутник». Но речь не об этом, а о том, что это ведь тоже права человека».

А по Фадееву, «Эхо Москвы» — это и не журналистика вовсе. Сам Путин еще когда сказал: «Да это же штаб революции». Потому закрыли не СМИ, а штаб — и поделом.

Венедиктову** Фадеев когда еще говорил: «Не хочу к вам ходить, меня подташнивает от вашей радиостанции… Потому что она такая антироссийская. Они брезговали собственной страной, брезговали собственным народом… Они [либералы] по-прежнему живут по принципу: быдло и мы… Пусть к психиатру сходят и поймут, откуда у них эти комплексы… Мы же должны быть мобилизованы в широком смысле, значительная часть экономики должна работать на военные нужды, безусловно. Не надо стесняться и не надо бояться. Не будет пушек — не будет и нас».

Более часа длился этот разговор — при полном взаимопонимании и согласии между интервьюером и интервьюируемым. Видимо, глава СПЧ при президенте РФ обкатывал на Манучарове и публике тезисы, которые он озвучивает и еще озвучит своему патрону: проблем с правами человека в стране нет. Свободы слова — хоть ложкой ешь. Большинство населения всем довольно, политику государства поддерживает и одобряет. А на отдельных отщепенцев можно и не обращать внимания. Против них минимальных санитарных мер достаточно.

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская.

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«Песня года». Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Валерий Меладзе, Тамара Гвердцители — Тбилисо | Песня года 2005

Просто оставлю это здесь для вас. Запись с концерта «Песня года-2005». Поют Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе, Тамара Гвердцители и Валерий Меладзе. Иных уж нет, а те далече. Великая песня «Тбилисо»: «Расцветай под солнцем, Грузия моя». Расцветай!!! До слез.

«Бардовская песня». Вероника Долина— Серая Шейка

И этот фрагмент концерта Вероники Долиной в петербургском бард-клубе «Гнездо глухаря» тоже оставлю здесь. «Я Серая шейка, и мне перебили крыло, — поет Вероника. — Я Серая шейка. Пускай меня лисы съедят». Пытались перебить. Пытались съесть. Но она все-таки взлетела. И улетела.

«НО.Медиа из России». «Дело Магнитского»

Если вы вдруг пропустили фильм канала «НО.Медиа из России» «Дело Магнитского», посмотрите обязательно. Журналист Зоя Светова рассказывает об одном из самых громких и важных дел в современной российской истории. 15 лет назад юрист Сергей Магнитский погиб в московском СИЗО «Матросская Тишина».

«Kionru». «Первый номер. Предыстория». Фильм о фильме

«Первый номер». Предыстория. Фильм о фильме». 1 декабря на онлайн-платформе Kion стартовал сериал «Первый номер» с Евгением Цыгановым в главной роли — один из самых ожидаемых проектов со звездным актерским составом. В «Фильме о фильме» принимает участие генеральный продюсер Игорь Мишин. На его счету множество ярких и успешных кинопроектов. Однако глава Kion несколько дней назад объявил об уходе «по обоюдному согласию сторон в связи с личными обстоятельствами», а также о завершении карьеры в киноиндустрии. Выдавливают лучших. Безошибочно. Как жаль.

«Несладкий бизнес». «Что читать в 2025 году?»

Литературный критик и педагог Галина Юзефович в подкасте «Что читать в 2025 году?» рассказывает о том, как полюбить читать. Зачем сейчас нужно читать? Как приучить к чтению подростков? Актуально.

* Объявлен властями РФ «нежелательной организацией» и «иноагентом» (дважды).

** Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».