Колонка · Общество

О стыдливых погромщиках

Что принципиально: все это началось не после 7 октября, а гораздо раньше — и длилось десятилетиями

Борис Вишневский*, обозреватель

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Фото: AP / TASS

Амстердамский погром аккурат в годовщину печально известной «Хрустальной ночи» 1938 года — результат беспрепятственного и безнаказанного распространения в Европе (особенно в последний год) антисемитизма под маской «антиколониализма» и поддержки «освободительного движения».

И дело не столько в «вирусе левацкого максимализма» (как полагает Владимир Пастухов*), сколько в серьезной утрате способности различать добро и зло.

Утрата эта, необходимо заметить, готовилась долго и тщательно. И руку (а также перо и камеру) к этому приложили многие.

Не понимающие, что всходы посеянных ими зубов дракона рано или поздно обрушатся и на них — но будет поздно сетовать.

После чудовищного теракта 7 октября 2023 года, устроенного террористами из Газы, в Европе начали проходить демонстрации солидарности. Но вовсе не с жертвами террора, что было бы понятно и естественно.

Коллективная Грета Тунберг и ее соратники, выходя на улицу с палестинскими флагами (теми самыми, под которыми 7 октября убивали женщин и детей), возмущались не террором, а борьбой Израиля против террористов.

Сочувствовали не родным и близким жертв террора, а «жертвам колониализма», представляя убийство беззащитных как «мужественное сопротивление». И громко требовали «Палестины от реки до моря», то есть требовали уничтожения Израиля.

Неприкрыто антисемитский характер этих акций был очевиден, но в Европе, казалось бы, восемьдесят лет назад получившей прививку от фашизма, это почти не встретило серьезного общественного сопротивления.

Напротив, целый ряд известных персонажей, считающихся интеллектуалами, не уставали клеймить «колониализм» и «оккупацию» (хотя Израиль покинул сектор Газа в 2005 году, продолжая бесплатно снабжать его водой, газом и электричеством, а в ответ получая лишь ракетные обстрелы и рейды террористов), тем более что это было совершенно безопасно, в отличие от выступлений против террористов и их покровителей. В чем им охотно вторили многие европейские СМИ.

Что принципиально: все это началось не после 7 октября, а гораздо раньше — и длилось десятилетиями.

Десятилетиями палестинских террористов называли в Европе «героическими борцами за свободу», а борьбу с терроризмом — «геноцидом».

Десятилетиями европейские СМИ не печатали фотографии результатов ракетных обстрелов и жертв терактов в Израиле — но охотно воспроизводили распространяемые арабскими каналами фотографии жертв ответных ударов («забывая» при этом сообщить, что жертвы вызваны именно тем, что пусковые установки ракет размещались в школах и больницах, при этом Израиль предупреждал гражданское население перед каждым обстрелом, призывая покинуть место удара).

Десятилетиями в Европе не обращали внимания на массовое ликование и празднества в Газе и на Западном берегу после каждого теракта, как и на флаги со свастикой, встречавшиеся на палестинских митингах.

Полиция Амстердама сопровождает израильских болельщиков ФК «Маккаби» к метро после матча против «Аякса». Фото: AP /TASS

На то, что львиная доля денег, которые предоставлялись международными организациями для «помощи Газе», уходила на оружие, взрывчатку, ракеты, строительство километровых тоннелей, где укрывались террористы, — но вовсе не на заявленные гуманитарные цели. Зато лидеры ХАМАС (большей частью уже покойные) почему-то были почти сплошь долларовыми миллионерами, а то и миллиардерами.

Все это совершенно не мешало «прогрессивной общественности» устраивать кампании бойкота израильских компаний и израильских товаров и требовать не допускать к международным конференциям израильских ученых. Объявляя единственное (при всех его недостатках) демократическое государство на Ближнем Востоке средоточием зла, а тоталитарные режимы, финансирующие и засылающие террористов, — оплотом освободительной «антиколониальной» борьбы.

Кстати, о «колониализме», борьба с которым обеспечивает длительную занятость множеству исследователей и поводы для действий множеству «борцов» и «разоблачителей».

В нынешнем мире давно нет империй.

Колоний же в классическом понимании — как территорий, находящихся под властью метрополии и не имеющих политического суверенитета, — не более полусотни.

Причем названия многих из них ничего не скажут подавляющему большинству граждан, а метрополиями для них являются США, Испания, Португалия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия.

И что-то ничего не слышно, чтобы в Европе или Америке проходили митинги, посвященные соответствующей «антиколониальной борьбе» с требованием к перечисленным странам «освобождения» этих территорий. Заметим, что Пуэрто-Рико, находящийся под управлением США, много раз просился войти в их состав как отдельный штат, но не получал одобрения: какая уж тут «колония»…

Вместо этого весь «антиколониальный» пыл сосредоточился на Израиле, который никогда не был империей и у которого никаких колоний нет вообще (на Западном берегу Иордана с 1993 года размещается Палестинская автономия, из Газы израильтяне ушли, как уже сказано, в 2005-м).

Почему?

Да потому что публично заявлять об антисемитизме (который в Европе никуда не делся) после Холокоста и ныне считается неприличным, а «антиколониализм» — это же совсем другое! Удобная маска, позволяющая сохранять видимость приличий. Аналогия напрашивается: «антисионистское» движение в СССР, позволявшее представить государственный антисемитизм под внешне пристойной личиной.

Так вот, взрыв был неизбежен: рано или поздно накопленная критическая масса антисемитской вражды должна была перейти порог. К тому же за последние годы в Европу перебрались миллионы людей из исламских стран, в том числе тех, кто с детства был воспитан в пренебрежении и ненависти к евреям. Этот поток особенно усилился как после событий в Сирии, так и после теракта 7 октября. И именно из этой среды, судя по всему, вербовали амстердамских погромщиков, а вовсе не из футбольных фанатов (как попытались представить некоторые СМИ и некоторые комментаторы).

Все описанное не имеет отношения ни к «левацкому максимализму», ни к «анархизму» и демонстрирует моральную катастрофу, поразившую часть европейской (и не только) интеллигенции,

видные представители которой после 7 октября не нашли слов для безусловного осуждения действий ХАМАС и требования немедленного освобождения заложников.

Вместо этого они пустились в многословные рассуждения о том, что теракт, конечно, это плохо, но Израиль сам виноват, поскольку долгие годы притеснял палестинцев, и главная задача — не прекратить теракты, а «помочь Газе».

О том, как «помогали Газе», финансируя террор и обогащая лидеров террористов, уже сказано выше. Как и о том, что Газа — это единственный в мире пример структуры, которую снабжает электричеством, газом и водой государство, с которым она ведет террористическую войну и права которого на существование она не признает.

Фото: Zuma \ TASS

Если бы «прогрессивная общественность» действительно хотела помочь Газе, она в первую очередь выступала бы за то, чтобы избавить Газу от ХАМАС.

  • За то, чтобы мир оказал такое давление на Иран и другие страны, которое заставило бы их прекратить финансировать ХАМАС и его сотоварищей.
  • За то, чтобы кардинально реформировать такие организации, как БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам), сотрудники которого порой неотличимы от боевиков ХАМАС (как минимум 12 человек участвовали в теракте 7 октября 2023 года).
  • За то, чтобы средства, выделяемые Газе, шли только на гуманитарные цели.
  • За то, чтобы в школьных учебниках, по которым учат детей в Газе, не было призывов убивать евреев.
  • И за многое другое, что бы действительно помогло изменить ситуацию в лучшую сторону.

Но все это долго, сложно, не сразу приведет к результату — куда проще публиковать статьи об «опасности империализма» и митинговать с палестинскими флагами, считая, что этим внесен вклад в «антиколониальную борьбу». А когда потом под этими же флагами случится погром — встать над схваткой и сделать вид, что одно не имеет к другому никакого отношения. Или представить амстердамский погром как «стычки между израильскими фанатами и молодежью, поддерживающей Палестину»…

Несколько десятков амстердамских погромщиков были задержаны, но потом практически всех отпустили. Тем временем в некоторых группах в соцсетях призывают повторить «подвиг амстердамских героев».

Если этому злу не будет оказано серьезное общественное сопротивление — прошлое может повториться. И не только в городе, где жила Анна Франк — девочка, дневник которой стал одним из самых ярких документов, обличающих нацизм.

Не надо сгущать краски, скажете вы?

Но и «Хрустальная ночь» тоже не сразу случилась.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».