Комментарий · Общество

Вот ваш пузырь, а в мой не лезьте

Информационные пузыри — не только средство формирования общественного мнения и борьбы за власть, но и инструмент спокойной жизни

Фото: Иван Анисимов / Коммерсантъ

Это история про курицу и яйцо, про то, кто виноват и что делать. И о том, как интерпретировать бесконечный поток исследований по медиапотреблению, роли различных источников, среди которых теперь главную роль играет интернет, и о том, как человек живет в этой среде. Что влияет и формирует. Промежуточный итог этой только зарождающейся дискуссии — бесконечное перекладывание ответственности с одного на другого.

Мы бесконечно разные, но сначала мир делится на черное и белое, на Восток и Запад, на правых и левых, на мужчин, женщин… Далее идут особенности, которые используются для дальнейшего сегментирования: возраст, уровень образования, семья, место рождения. Род занятий, который во многом формирует нашу жизнь, и наши интересы, по контуру которых создается наша среда. Как в реальной жизни — не каждого занесет на стадион или в аптеку, так и в Сети.

Ваши действия позволяют создать ваш портрет и, соответственно, подсовывать вам не только целевую рекламу, известный двигатель прогресса, но и новости, формируя ваше окружение. Это и есть — тот самый информационный пузырь.

Каждый, в зависимости от своей активности в жизни и в Сети, может находиться в нескольких информационных пузырях или практически не соприкасаться с ними. Любая индустрия поглощает тысячи людей, имеет свои правила, мифологию и сленг. Можно быть глубоко погруженным в одну тематику или абсолютно выключенным из нее. Общественная жизнь, политика и актуальные события могут просто не интересовать субъекта.

Именно в этом пузыре — для каждого своем конкретном — и происходят основные битвы. В остальных — все спокойно.

Дальше — хуже. Несмотря на достижения журналистики и важность свободы слова, медиасреда остается циничным местом, где ведется борьба за священное право перекладывать ответственность. Если упростить, все дело в деньгах. У тебя много денег — значит, ты можешь доминировать в виртуальном пространстве, донося свою мысль массам разными способами: через социальные сети, видео, мессенджеры и даже федеральные СМИ. Все делается за деньги и по методичке. Просто деньги большие, поэтому схема работает.

Это все — не только средство формирования общественного мнения по разным вопросам, но и борьба за власть, как ярко продемонстрировали выборы президента США Барака Обамы. Он получил голоса благодаря блестящей кампании в социальных сетях с правильным таргетингом, донося сообщение не до всех американцев, а до конкретных, чьи голоса могли сыграть решающую роль. Благодаря анализу интересов целевых групп удалось подсунуть нужную информацию.

С тех пор появилась идея, что алгоритмы социальных сетей, в сочетании с желаниями и финансовыми возможностями различных акторов, формируют не только наше знание, но и представление масс.

Что делает невозможным естественное стремление достучаться до «другой стороны». 

Алгоритмы все реже предлагают нерелевантную информацию пользователям, и, учитывая, что в каждом пузыре есть дисбаланс интересов, группа меньшая всегда стремится привлечь больше внимания, а группе большой мелкие заботы неинтересны.

Описание процесса образования и функционирования пузырей включает множество действующих лиц, каждое из которых так или иначе хочет запудрить вам мозг. Это может быть знакомый, который благодаря камере iPhone приукрашивает происходящее с ним, и вы радостно верите. А могут быть многочисленные новостные ролики, которые формируют ваш мир, где большинство строит свои представления о событиях, основываясь на новостях пропаганды с многонулевой стоимостью производства.

В этом дискурсе пропущено главное — человек. С него снимается вся ответственность. Информационный пузырь, корпорации, агентства, исследования, деньги — все это создает ситуации, где сам субъект исследования растворяется. И не сказать чтобы этот субъект был особо против.

Каждый из нас, не по своей воле, вынужден менять траекторию из-за внешних обстоятельств — политических, климатических, иных. Вот смирение с тем, что ты не можешь изменить, и довело нас до сегодняшнего дня.

Но даже с поправкой на время, место рождения и знак зодиака — почему мы лишаем субъекта права на его информационный пузырь, с одной стороны, и на право самостоятельно принимать решения — с другой?

Не боясь злоупотреблять цитатами, напомню слова князя Андрея Болконского («Война и мир», Л.Н. Толстой): «Я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен». Ну — ваш выбор.

Если хочется упростить все и перевести стрелки, то виноват всегда сильный, старший, богатый и так далее. Чем больше у тебя ресурсов, возможностей, тем больше ты должен окружающему миру, в том числе и тем, кто слабее, беднее, глупее и младше. Это работало до недавнего времени, пока не стало возможным стать богатым и не интересоваться происходящим, а осознанно найти себе комфортную и не вызывающую этических вопросов нишу. Это свобода. Это каждому свое.

Информационные пузыри сегодня — это потрясающе круто. Это дивные миры с бесконечной глубиной, визуализация которых обновляется каждый год. Это изображение ваших интересов либо в том виде, в котором заявлено, либо в графиках, цифрах и диаграммах для дальнейшего изучения специалистами. И как хотелось бы на это явление свалить все наши проблемы.

Но ведь если публичная среда нам не подконтрольна, то остальное, включая способ взгляда на нее, — наша ответственность. Мы вправе требовать уважения к нашим убеждениям и увлечениям.

Общественно-политическая сфера, поделенная на тысячи мелких тем, которые при таком объеме никогда не пересекутся, будет всегда бурлить. Но во времена турбулентности будет закипать где-то в одном месте. Единственный рецепт, как все это успокоить, в словах Metallica: «справедливость для всех». Но это уже другой пузырь.