КомментарийОбщество

Нет ни совы, ни глобуса. Порвали обоих

Посмотрите на стену и попробуйте доказать, что ваши обои соответствуют традиционным ценностям и не являются деструктивным элементом

Нет ни совы, ни глобуса. Порвали обоих

Петр Саруханов / «Новая газета»

Закон о запрете деструктивной информации, который готовит вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова совместно с Министерством образования, учитывая обстоятельства, может стать реальностью, а это значит, что идея запретить все реализуется как в правовых нормах, так и в жизненных реалиях.

Справедливости ради, все это началось не сегодня. С древних времен власть имущие решали, что положено знать плебсу, а что нет. За всем этим стояла по сей день актуальная максима: кто владеет информацией — владеет миром. Так что умные и обладающие ресурсом предпочитали, чтобы массы не знали лишнего и не задавали ненужных вопросов. При этом сами являлись бы главными потребителями запрещенки. Невозможно построить ограниченную идеологию, не обладая всей широтой информации.

Самый яркий пример цензуры состоялся в районе 1500-х годов, приходящихся на изобретение первого устройства для массового тиражирования информации. Станок Гутенберга, как уже вчерашний принтер, совершил революцию в книгопечатании. До этого вся литература и, соответственно, знания носили религиозный характер. Главные производители — монахи, скучающие в монастырях. А тут — устройство, доступное многим. Церковь не могла допустить альтернативного мнения, и долгие годы массовое высказывание без согласования с профильными органами было невозможно.

Только спустя 300, а то и 400 лет, когда появились массовая пресса, радио, телевидение, свобода слова, права человека, демократия, гуманизм в лучшем его проявлении, с информацией в ее разнообразных проявлениях стало чуть лучше.

И то, стоит признать, что все это касалось элиты. Богема могла позволить себе масштаб порнографии, недоступный народу. Власть и бизнес были главными потребителями трэша. Знания всегда были привилегиями.

Принципиально все поменялось после появления интернета и массового распространения мультимедийных устройств. Вчера — компьютеров, сегодня — планшетов и смартфонов, завтра — каких-нибудь очков виртуальной реальности. Проблема доступа к знаниям, хотя бы по формальным критериям, была решена окончательно. После 2000–2010 годов, во времена бурного роста Сети и недорогих устройств, наступил технически самый справедливый период в жизни человечества. Тяга к знаниям, какими бы они ни были, была ограничена исключительно любопытством и личными пожеланиями.

Анна Кузнецова. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Анна Кузнецова. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

У всех они были разные. Кто-то интересовался наличием снежного человека, кто-то инопланетной жизнью. Многие, учитывая, что передача информации работает в обе стороны, а среда обладает средствами ее дистрибуции, начали обмен мнениями. Так, несмотря на современные достижения в области покорения космоса, появились целые сообщества, убежденные в том, что земля плоская. Удивительное подтверждение разнообразия человеческого мышления. Никакие факты не способны разрушить желание верить в чудеса.

Но это никому не угрожает. Как бы обидно и цинично это ни звучало, часть природы власти не только в контроле и насилии. Но и в ограничении знаний. Как часто многие в детстве слышали «Тебе это знать не положено». Как прямая, так и альтернативная информация могла стать угрозой главному — родительскому авторитету.

На культивации мифа, что старший всегда прав, что знания предков со своими традиционными ценностями незыблемы, держится вся современная вертикаль власти. Не задавайте лишних вопросов. Мы главные и знаем как лучше.

Что удивительно, так это то, что масштабы лицемерия не сильно отражались на политическом строе. Знания о жизни элит как далекого, так и не очень прошлого по сей день не сильно впечатляют массы. Развратная жизнь что римских императоров, что русских царей, что советской элиты уже давно не секрет. И все худшее, что можно себе представить, происходило и происходит не среди обычных людей, а именно на социальной верхушке человечества. Чего стоит последний скандал с репером Шоном Комбсом. Вряд ли подобные оргии себе могут позволить сельские жители.

Государственный патернализм, который мы наблюдаем ежедневно, работает по тем же правилам прошлого. Не живи, как живет мулла, живи, как мулла говорит. Вам не положено, сейчас не время — это чувствительная для общества информация, так говорят, когда речь идет об архивах спецслужб. Это вредит детям, которых надо защитить, — подлый, но всегда работающий аргумент, это противоречит нашим ценностям. Вам просто нельзя это знать. Не положено.

Читайте также

Страна «нельзя»

Страна «нельзя»

Вы никогда не думали о том, что ограничения и запреты не усложняют нашим людям жизнь — а упрощают?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но, видимо, стоит признать, что все то, что сегодня пытаются запретить и взрослым, и детям, действительно наносит вред ментальному здоровью. Чем еще объяснить шизофренический бред, который мало того что несется с трибун Госдумы, так еще и проходит многочисленные согласования. Закон — это не только инициатива депутатов, это правительство, многочисленные ведомства, контрольно-правовое управление в конце концов. Вся цепочка, по недоразумению наделенная правом законодательной инициативы, оказалась подвержена информационной заразе. Тетрадки с неправильными обложками, новые виды спорта с элементами копирования анималистических действий, фильмы прошлых лет и многое другое привели к окончательной деградации политической верхушки. Иначе чем еще это объяснить?

Возвращаясь в реальность, стоит констатировать правовой беспредел. Если раньше происходящее могло напоминать натягивание совы на глобус: спорные, мягко говоря, законы, расплывчатые формулировки, подконтрольные и зависимые эксперты, чьи выводы заставляли краснеть профессиональное сообщество, несправедливые наказания в конце концов. То теперь нет ни совы, ни глобуса. Порвали обоих, как Тузик грелку.

В случае принятия закона о деструктивной информации, прогнозы о том, что запретят все, станут реальностью. Расплывчатость и жестокость формулировок, отсутствие намека на правовое поле и справедливый суд дают возможность запрета чего угодно. 

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Звучит абстрактно, но в этом и есть смысл. Оторвитесь от экрана, посмотрите на стену и попробуйте доказать, что ваши обои соответствуют традиционным ценностям и не являются деструктивным элементом. Даже если у вас там гжель, хохлома или другие национальные узоры — никакой гарантии это вам не дает. Правильная экспертиза докажет обратное.

Последствия можно наблюдать уже сегодня. В том, что когда-то называлось рунетом, образовывается неприятная стерильность. Можно понять — перспектива многолетнего лишения свободы, примеры которой мы видим каждый день, за, казалось бы, безобидные действия вроде лайков или постов в соцсетях, отпугнет любого. Ни грамма обвинений в адрес тех, кто скоропостижно закрывает паблики, сворачивает публичную деятельность. Требовать от людей добровольно положить свою голову в гильотину несколько странно.

Читайте также

Запретить примерно все

Запретить примерно все

Депутаты предложили создать два тома нежелательного: что нельзя печатать и о чем нельзя говорить

К сожалению, сам факт проживания в России уже является небезопасным. Никто не даст пресловутые гарантии безопасности. Ни одна башня, ни одна группировка, никакие бандиты не смогут обеспечить защиту и справедливость.

Все это, помимо текущих персональных трагедий, будет иметь долгоиграющие последствия. Еще недавно было модно говорить про человеческий капитал, который должен стать заменой природным богатствам. Сегодня главная тема — демография. Капитал должен иметь какие-то основания, так что озабоченность логична.

Другой вопрос, что в атмосфере страха и стерильности информационного поля капитал вырастить не получится, и чем дальше продолжается эта история, тем тяжелее будут последствия.

Мы до сих пор разгребаем годы советской власти, производящие на свет социальных уродов. Перспективы нынешних событий еще хуже.

Разбросанное и разделенное общество остается один на один с интернетом и смартфоном, пользоваться которым, находясь в России, приходится все более аккуратно. Но все же, с VPN или без, с работающим, пусть и медленно, YouTube можно заглянуть в нормальный мир и получить надежду на светлое будущее.

В случае принятия закона о деструктивной информации, прогнозы о том, что запретят все, станут реальностью. Расплывчатость и жестокость формулировок, отсутствие намека на правовое поле и справедливый суд дают возможность запрета чего угодно.


Этот материал входит в подписку

Виртуальный Меркуров

Тренды цифрового мира

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow