Суд
Вина Колотова, согласно постановлению суда (копия есть в редакции), состоит в том, что в мае прошлого года он участвовал в алматинской конференции «Центрально-азиатская встреча по вопросам изменения климата и образования», организованной Кластерным бюро ЮНЕСКО в Алматы и казахстанской организацией «Центрально-азиатский аналитический центр Caps Unlock». Последняя, по версии стороны обвинения (и суд с ней согласился), является одновременно преемником и структурным подразделением казахстанского филиала «Фонда Открытое Общество»**, внесенного в перечень «нежелательных».
Из постановления следует, что делом Колотова занималось несколько силовых органов. Проверкой по факту его участия в деятельности названного фонда занимался Центр «Э» регионального главка МВД, материал проверки поступил в горпрокуратуру, которая, в свою очередь, провела «проверочные мероприятия». Заключались они в обнаружении на сайте Caps Unlock коллективного фото совещавшихся в Алматы азиатских экспертов и нахождению среди них человека, поразительно похожего на Колотова. Еще одно фото в том же антураже и с человеком, снова внешне напоминающим Колотова, найдено в сообществе Caps Unlock в соцсетях. И — развязка: детективы переходят на персональные страницы Колотова в двух соцсетях, там обнаруживают фотофиксацию карточки (бейджа) Колотова как участника конференции.
В судебном заседании судья выслушала старшего помощника прокурора Красноярска Юлию Погодаеву. Ответчик и его адвокат Владимир Васин отсутствовали. Колотов последнее время находится за границей. Однако вот что он сказал «Новой» по итогам суда.
Прямая речь
— Суду не представлены какие-либо документальные свидетельства принадлежности казахстанской организации «Центрально-азиатский аналитический центр Caps Unlock» к иностранной организации «Фонд Открытое Общество». И потом: что это — филиал, представительство, дочернее предприятие? По факту, единственным доказательством предполагаемой связи является только анонимный текст на одном из иностранных интернет-сайтов. Никаких документальных подтверждений в виде каких-либо официальных документов, что могли бы дать компетентные органы Казахстана — о том, что в республике действует структурное подразделение нежелательной в РФ иностранной организации «Фонд Открытое Общество», — суду не представлено.
Отдельно хочу сказать про мою связь с организаторами конференции. Мое участие было во многом обусловлено сотрудничеством с Кластерным бюро ЮНЕСКО, так как я много лет занимаюсь охраной объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России и за рубежом. В частности, вместе с региональным офисом ЮНЕСКО в Алматы мы издали первый перевод на русский язык ключевого документа Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО — «Руководства по оценке воздействий в контексте всемирного наследия». Это позволит управленцам и специалистам в России и других странах эффективнее управлять объектами Всемирного наследия.