Комментарий · Экономика

Инфляцию нам еще покажут

За чей счет правительство намерено выпускать все больше «пушек» и сильно ли оно при этом рискует: смотрим проект бюджета

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Проект бюджета показывает, что правительство не намерено отказываться от своей текущей политики, обеспечивающей желания политического руководства страны. Вопрос в том, как именно правительство заставит россиян заплатить за последствия этой политики. В том, что платить будут граждане, не приходится сомневаться. Чего только стоят планы по штрафам и конфискации имущества — собрать с населения 600 млрд рублей! Конечно, в масштабах бюджета это мелочь, но важен принцип. Потому что рост издержек граждан при сохранении примерно такого же уровня жизни будут расти, если учитывать еще и цены, и жировки, и налоги, и разного рода сборы, пени, проценты, коэффициенты…

А куда пойдут деньги? Траты российского правительства на «оборону и национальную безопасность» превысят отметку в 8% ВВП и составят 40% от всех федеральных расходов — это самый высокий уровень расходов после распада СССР.

Означает ли это, что правительство решило окончательно променять масло на пушки? И почему в этой ситуации оно настаивает на том, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены полностью?

Предваряя детальный анализ, скажу: правительство пошло если не с козырных тузов, то, во всяком случае, с королей — ставка сделана на экономическую модель, которая, по мнению чиновников, позволит поддерживать милитаризацию экономики еще очень долго. За счет чего? Прежде всего — за счет инфляции, с которой бороться, как мы увидим, никто не собирается.

Приоритеты настоящие и мнимые

Официальной публикации бюджета пришлось ждать до последнего. На сайте Думы появилась информация, что Законопроект № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» внесен на рассмотрение, а пояснительная записка к нему появилась только через несколько часов.

Те, кто не хотел ждать, могли прочесть официальный комментарий Министерства финансов, который начинался с объяснения.

Справка

Что говорит Минфин

Проект бюджета подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития, согласно которому в 2025–2027 годах экономическая динамика вернется на умеренную траекторию в 2,5–2,8% и в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0–3,2% (в 2028–2030 годах) — то есть выйдет на траекторию, соответствующую национальным целям развития.

  • В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей в 2025 году (+11,6% к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета.
  • Прогнозируется увеличение расходов федерального бюджета с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн рублей в 2025–2027 годах соответственно.
  • В 2025–2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 году, 0,9% ВВП в 2026 году и 1,1% ВВП в 2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5,0% ВВП в 2027 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2024 года).

Ключевыми приоритетами подготовленного Правительством бюджета являются выполнение всех социальных обязательства перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности страны, обеспечение технологического суверенитета.

В правительственном комментарии подробно расписывалось, сколько денег будет направлено на финансирование социальных и экономических расходов, причем еще раз подчеркивалось, что проектом бюджета предусматривается безусловное выполнение социальных обязательств. На раздел «Социальная политика» в проекте бюджета заложено в 

  • 2025 году — 6,4 трлн рублей, 
  • в 2026 году — 7,19 трлн рублей, 
  • в 2027 году — 7,24 трлн рублей.

А вот про расходы на «обороноспособность» в релизе о проекте бюджета Минфина было написано скромно.

Из проекта бюджета

В проекте бюджета предусматриваются значительные средства на укрепление обороноспособности страны для обеспечения задач СВО. Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных Сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК.

Конкретной суммы «значительных средств» Минфин не приводит.

Зато сумму этих средств можно прочесть в пояснительной записке к проекту бюджета.

из пояснительной записки

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона»: 

  • в 2025 году — 13 490 943,0 млн рублей, 
  • в 2026 году — 12 797 643,4 млн рублей, 
  • в 2027 году — 13 068 471,5 млн рублей.

Фото: Вадим Савицкий / ТАСС

Это значит, что правительство хочет увеличить расходы на «выполнение задач» на 22,6% по сравнению с нынешним годом и на 54,5% относительно первоначального проекта бюджета на 2025 год, который был составлен в конце 2023-го.

Доля расходов на оборону составит 32,5% общих расходов федеральной казны. 

То есть расходы федерального бюджета на «национальную оборону» в 2025 году превысят совокупные траты на образование, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику.

Чтобы оценить масштабы влияния бюджетных расходов на экономику и оценить приоритеты правительства, нужно посмотреть на бюджетные расходы в динамике (за несколько лет) и учесть инфляцию.

Если мы примем инфляцию за 8% в 2024 году и поверим прогнозу финансового регулятора, что в 2025 году цены не вырастут более чем на 5%, то увидим следующее:

  • Социальные расходы в соответствии с проектом бюджета в 2025 будут на 36% ниже, чем в 2020 году.
  • В 2025 году Минфин планирует резко нарастить расходы на экономику и инфраструктуру почти на 35% г/г, или 1,8 трлн руб., за счет роста расходов на ЖКХ (+919 млрд) и роста расходов на охрану окружающей среды (+436 млрд) при увеличении расходов на национальную экономику всего на 12%, или 465 млрд. С учетом инфляции расходы на экономику и инфраструктуру в 2025 году компенсируют их сокращение в 2022–2024 годах.
  • Расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) остаются стабильными с 2021 года и растут в соответствии с темпами инфляции. В целом необоронные расходы (без учета процентных и общегосударственных расходов) стагнируют уже три года.
  • Общие же расходы консолидированного бюджета в 2025 году по всем позициям будут на 22–23% выше, чем в 2021 году, за счет вклада обороны. На оборону и нацбезопасность в 2025 году потратят почти 17 трлн рублей против 6 трлн в 2021-м. С учетом инфляции это максимум за всю современную историю России.

«Пушки» или все-таки «масло»?

И вот теперь самое интересное. Дело в том, что в оценке бюджетного импульса и роли правительства в экономике необходимо анализировать государственные расходы на всех уровнях, поэтому характеристика консолидированного бюджета или бюджетной системы РФ более показательна, чем федеральный бюджет.

В 2025 году расходы бюджетной системы РФ (федеральный бюджет + субъекты РФ + внебюджетные госфонды) году составят 79,9 трлн, или 37,2% ВВП.

Если принять рост инфляции в 2024 году на уровне 8% г/г и около 5% г/г в 2025 году, то окажется, что за год расходы вырастут на 11,3 трлн рублей, или на 16,4%, а в сравнении с 2021 годом расходы увеличатся на 32,9 трлн, или 69,8% (!), что выше накопленной инфляции на 36–37% (2025 год к 2021-му).

Но провала социальных расходов не будет, т.к. через федеральный бюджет на 2025 год распределяется лишь 28% от них. Консолидированные социальные расходы на 2025 год ожидаются на уровне 23,2 трлн рублей, что на 12% выше проекта бюджета 2024 года (окончательные данные могут измениться). То есть все в основном навалится на региональные бюджеты.

Таким образом, номинальный прирост социальных расходов с учетом официальной инфляции за четыре года формально компенсирует рост цен, по крайней мере, по официальной инфляции. То же самое можно сказать и о расходах на «человеческий капитал» (образование, медицина, культура и спорт) и «экономику» (национальная экономика, ЖКХ и охрана окружающей среды) — они более-менее компенсируют инфляцию.

А вот расходы на «государственный аппарат» (общегосударственные вопросы, оборона, нацбезопасность, СМИ и процентные расходы) растут стремительно — 145% за четыре года, за последний год — на 22%. С учетом инфляции расходы на государственный аппарат за два года выросли на 43,4%.

Если консолидировать все расходы без государственного аппарата, с учетом инфляции прирост составит всего 8,9%.

Зато за четыре года в общем росте расходов бюджета на 32,9 трлн рублей расходы на оборону выросли более чем на 10 трлн рублей, или свыше 33% в структуре прироста всех расходов.

Дело не в деньгах, а в их распределении

Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ

Проблема российской экономики заключается не в деньгах, а в ресурсах — труде, капитале, технологиях, интенсивность использования которых в России подошла к своему пределу.

Доказательством тому служит низкая безработица при высокой инфляции: денег вроде бы и больше, но товаров больше не становится. Увеличить выпуск товаров можно было бы, либо повысив производительность труда, либо привлекая новые трудовые ресурсы, но ни того ни другого мы не видим — иначе цены не росли бы такими темпами. Так что ресурсов не хватает, и правительство решило жестче взяться за их распределение.

Дело в том, что любые инвестиционные проекты частного бизнеса, не связанные с «выполнением задач», по сути, конкурируют с правительством на рынке труда и капитала. Можно сказать и проще — весь действующий бизнес конкурирует с правительством за ресурсы.

Чтобы экономически выдержать нынешнюю интенсивность милитаризации, гражданские секторы должны сократиться с целью высвободить капитал и рабочую силу.

Бизнес, например, может прекратить инвестировать в свое гражданское предприятие или даже закрыть его, потому что его капитал может заработать еще больше, производя «металлические изделия». Это своего рода «пряник» структурных изменений.

До самого последнего времени правительство более-менее создавало условия для обеспечения частного бизнеса более дешевыми финансовыми ресурсами, чтобы стимулировать частные инвестиции, создавать новые рабочие места и собирать в будущем больше налогов. Но сейчас никакие налоговые поступления «в будущем» не компенсируют дополнительных издержек правительства от роста зарплат и подорожания иных ресурсов.

Зато правительство может создать ситуацию, когда бизнес будет вынужден перемещать капитал из гражданского сектора, поскольку затраты на рабочую силу, процентные расходы или налоги становятся непосильными. Это будет вариант «кнута».

Самый эффективный «кнут» — инфляция в сочетании с высокими процентными ставками в экономике. И правительство, резко увеличивая расходы на «выполнение задач», по отношению к бюджету в целом тем самым запускает мощный импульс для роста цен.

Как это будет работать, без малого 100 лет назад экономист Григорий Фельдман объяснял руководителям советского правительства.

Справка

Схема Фельдмана

В экономике два сектора — потребительский (легкая промышленность) и производственный (обрабатывающая промышленность / ОПК).

Вы накачиваете бюджетными деньгами производство, оно тянет рост ВВП, а заодно перетягивает ресурсы из потребительского сектора (в т.ч. трудовые), и вы получаете в нем дефицит, который компенсируется ростом цен на товары.

Чтобы их купить, рабочие в промышленности требуют повышения зарплат, их повышают… но, пока накаливаются дисбалансы, промышленность растет!

Как это работает в России

Накачка бюджетными деньгами производственного сектора оборачивается ростом спроса на ресурсы, ресурсы растут в цене, потребительский сектор отвечает ростом спроса на кредит, работники накачанного деньгами производственного сектора тоже предъявляют спрос на кредит, кредит растет — а ресурсов больше не становится, и производительность не растет — отсюда рост ценовых ожиданий предприятий… ну и люди все понимают — налетай, покупай сейчас…

«Вам не нравятся высокие цены? — говорит правительство вместе с финансовым регулятором. — Отлично, тогда мы поднимаем ключевую ставку, чтобы затормозить объемы кредитования».

Если вы ограничиваете цены, на потребительском рынке начинается дефицит, поэтому в РФ цены не ограничивают, и мы получаем инфляцию, люди бегут за кредитами, чтобы купить «здесь и сейчас», и финансовый регулятор отвечает повышением ключевой ставки.

При высокой реальной стоимости денег заметная часть ресурсов домохозяйств будет уходить с потребительского рынка на погашение долгов / создание сбережений, а сбережения при сокращении частных инвестиций будут в основном направляться на покупку правительственных долговых обязательств (а куда еще?).

В несбалансированной экономике ускоренный рост одного сектора компенсируется деградацией другого, но эта деградация высвобождает ресурсы, необходимые правительству. Как, собственно, и было задумано.

В такой ситуации рост ключевой ставки инфляцию не затормозит — 

если люди понимают, что правительство будет продолжать увеличивать расходы без соответствующего роста производительности, это приводит к повышению инфляционных ожиданий и ускорению роста цен.

Еще один аргумент в пользу тезиса о том, что правительство не верит ни в какое снижение инфляции, — это резкое повышение налогов и сборов. Чего только стоит рост утилизационного сбора, который в 2023 году был всего 659 млрд, а в 2024 году должен вырасти до 1080 млрд и составить рекордные 2 трлн руб. в 2025 году с последующим наращиванием сборов. Для сравнения: в 2023 году по налогу на прибыль компаний собрали всего 1,9 трлн, а по акцизам — 1 трлн руб.

Почему это важно? Правительство знает о т.н. эффекте Танци, описанном итальянским экономистом Вито Танци в 1970-е: если правительство накачает деньгами приоритетные отрасли и это решение подтолкнет цены, то правительству придется собирать налоги с «производственных отраслей» обесценившимися деньгами… Поэтому нужно собирать этих денег больше, чтобы компенсировать инфляционные эффекты.

Тот, кто не сможет платить «по новым ценам» и «новым ставкам», должен будет «уйти с рынка». До осени 2024 года можно было сказать, что стратегия «структурной трансформации» экономики России строилась на идее, что некоторые люди/отрасли должны были экономически выиграть.

Теперь «концепция изменилась» (проект бюджета тому свидетель), и на этом этапе «структурная трансформация экономики», которую ведет правительство, требует, чтобы некоторые люди/отрасли экономически проиграли.