Вечером 21 сентября, уже после того, как в Париже и еще 66 городах Франции прошли марши протеста левых «против антидемократического переворота» и «за импичмент президента Макрона», генсек Елисейского дворца Алексис Колер объявил состав нового правительства.
При его формировании, как мы и предсказывали, совершенно не были учтены как минимум два важных обстоятельства: первое место левого «Нового народного фронта» на июльских парламентских выборах и ключевой вклад левых в победу «республиканского фронта» (левые + партия Макрона) над партией Ле Пен.
Более того, Макрон все-таки утвердил на посту главы МВД 63-летнего Брюно Ретайо — формально — главу сенатской фракции правых «Республиканцев», а по взглядам и высказываниям — скорее крайне правого. И это несмотря на открытые протесты не только левых, но и многих людей из президентской команды.
Напомним, Брюно Ретайо был фактическим главой предвыборной команды Франсуа Фийона на скандальных для последнего президентских выборах-2017 и одним из основателей «традиционалистского» «Движения за Францию» (MPF) миллиардера-политика из Вандеи Филиппа де Вилье*. Ретайо также поддерживал выступающее против абортов и однополых браков движение Manif pour tous и заявлял о разнице между «настоящими французами» и «французами по паспорту».
Второй крайне спорной фигурой, вошедшей в новое правительство, стала 46-летняя сенаторша от той же правой партии «Республиканцы» Лоранс Гарнье. Эту противницу абортов и однополых браков премьер Барнье (которого обвиняют в поддержке примерно тех же «традиционных ценностей»), планировал назначить министром по делам семьи, но — на фоне негативных публикаций в СМИ и последовавшей «просьбы» президента Макрона — поставил на менее «кричащий» пост государственного секретаря по делам потребителей.
В целом среди 39 членов нового правительства (19 полноправных министров, 15 министров-делегатов и 5 госсекретарей) преобладают люди из макроновской партии Renaissance, а также правые «Республиканцы» и люди из дружественной Макрону центристской и склонной к компромиссам партии Modem, которую возглавляет один из «особо приближенных» к главе государства Франсуа Байру.
Интересы левых если хоть как-то и учтены, то в виде назначения на пост министра юстиции экс-социалиста Дидье Миго, который занимал номенклатурный пост председателя Высшего органа по обеспечению прозрачности общественной жизни (HATVP)**.
Ключевой пост министра вооруженных сил остался за «человеком Макрона» Себастьяном Лекорню.
МИД возглавил представитель дружественного MoDem 41-летний Жан-Ноэль Барро, который до этого занимал в МИДе должность министра-делегата по делам Европы.
С учетом перечисленного, еще менее логичным выглядит июньское решение президента Макрона о проведении внеочередных выборов. По результатам которых не только стали первыми левые, но и крайне правая партия Ле Пен набрала рекордное для себя количество голосов и провела в 577-местный парламент около 140 депутатов. Сегодня днем в 67 городах Франции (по призыву главенствующей в «Новом народном фронте» крайне левой партии «Непокорная Франция» и некоторых профсоюзов) прошел второй день митингов против назначения нового правительства (первый был две недели назад). Протестующие все так же требовали от президента «вернуть украденные выборы» и «уйти в отставку». (Близкий к Москве) Меланшон сегодня объявил о том, что под призывом об «импичменте Макрону» подписались уже более 330 тысяч человек. И после объявления состава кабмина пообещал «как можно скорее» добиться вотума недоверия правительству в парламенте.
Первые митинги против нового правительства, впрочем, вышли малочисленными. 7 сентября в Париже было около 30 тысяч человек, сегодня — примерно 15 тысяч. Следующая общенациональная акция протеста назначена на 1 октября.
*Ф. де Вилье — один из первых приехавших в Крым после «присоединения» западных деятелей более-менее заметного уровня и удостоившийся за это личной встречи с Путиным.
** Именно этот орган и проверяет «на коррупционность» перед назначением кандидатов на пост министров и других госслужащих высокого ранга.