Комментарий · Общество

«Дуров — игрок», и игра продолжается?

СМИ: глава Telegram активно сотрудничает со следствием и пунктуально отмечается в полиции

Акция «За свободный интернет». Фото: Евгений Кашпирев / Коммерсантъ

Владелец Telegram Павел Дуров с момента своего задержания (оно прошло 24 августа в Ле-Бурже) дал согласие на сотрудничество с французским следствием («насколько позволяют людские ресурсы платформы»), и это должно привести к «подвижкам» в расследовании около 10 тысяч дел во Франции, сообщила газета Le Figaro со ссылкой на свои источники.

Выпущенный 28 августа из-под стражи под залог в пять миллионов евро с обязательством отмечаться в полиции дважды в неделю Дуров «строго соблюдает» эти требования судебного контроля.

Согласно этим же данным, Дуров согласился не только убрать самую спорную функцию People Nearby («Люди рядом»), которой, кстати, активно пользовались торговцы наркотиками и другими нелегальными «товарами» и «услугами», но и ужесточить модерацию на своей платформе, а также снять анонимность с ряда сомнительных IP-адресов и данных о соединениях, связанных с делами организованной преступности.

Сотрудничество Telegram с правоохранителями усилилось и на международном уровне. «По данным наших источников, от этого сотрудничества выигрывают все европейские страны, входящие в Евроюст. 

В частности, одна из стран Евросоюза могла получить ответы на свои запросы относительно Telegram-группы, заказавшей около сотни убийств.

Также крупная международная держава попросила извлечь выгоду из новых умонастроений Telegram», — пишет Figaro.

Это уже как минимум второе подтверждение источников в следствии о том, что глава Telegram согласился «усилить сотрудничество».

10 сентября газета Libération сообщала: «До сих пор почти «немой», мессенджер внезапно начал отвечать на судебные запросы с тех пор, как был арестован его начальник. Этот источник тоже отметил, что «Telegram начал менять свою стратегию сразу после ареста» Павла Дурова.

«Идет несколько расследований, проводимых полицией и жандармерией, в частности по фактам правонарушений, связанных с педофилией». Информацию подтвердили в Управлении по борьбе с преступлениями в отношении несовершеннолетних (Ofmin) Национальной полиции и жандармерии, а также в отделе J3, занимающемся борьбой с киберпреступностью в составе Национального органа по борьбе с организованной преступностью (Junalco) парижской прокуратуры. «Дверь действительно открывается», и сообщение об этом поступило во все прокуратуры Франции, к которым обращен призыв возобновить собственные расследования, связанные с Telegram, заявила Libération Йоанна Брусс, глава отдела J3.

Положительно оценили изменение политики Telegram и в федеральной прокуратуре Бельгии — стране, которую Telegram выбрал в качестве своей юрисдикции* в Евросоюзе после вступления в начале года в действие нового Закона ЕС о цифровых услугах (DSA — The Digital Services Act). «Мы констатируем, что Telegram уже некоторое время охотнее сотрудничает с судебными органами. Мы внимательно следим за этим делом и надеемся, что сотрудничество будет и дальше развиваться в положительном направлении», — подчеркнула прокуратура.

Впрочем, различные источники отмечают, что пока рано делать выводы о том, является ли это сотрудничество «стратегическим» и «долгосрочным» или просто «ситуационным» — с единственной целью «умаслить» французское правосудие, пока Дуров находится под судебным контролем.

6 сентября сам Павел Дуров опубликовал сообщение, в котором заявил, что хочет сделать модерацию своей платформы «предметом похвалы», а не «предметом критики». Накануне, 5-го, в своем первом «посте» в телеграме после ареста Дуров заявил: «(…) Мы стремимся взаимодействовать с регулирующими органами, чтобы найти правильный баланс. Да, мы придерживаемся своих принципов: наш опыт определяется нашей миссией по защите наших пользователей в авторитарных режимах. Но мы всегда были открыты для диалога. (…)». Заверив, что «нами движет стремление нести добро и защищать основные права людей, особенно там, где эти права нарушаются», и заявив, что «утверждения некоторых СМИ о том, что Telegram — это некий анархический рай, абсолютно не соответствуют действительности», Дуров признал: «Все это не означает, что Telegram идеален», — и пообещал изменения. «Резкое увеличение числа пользователей Telegram до 950 млн вызвало проблемы роста, что облегчило злоупотребление нашей платформой для преступников. Именно поэтому я поставил перед собой цель значительно улучшить ситуацию в этом плане. Мы уже начали этот процесс внутри компании, и в ближайшее время я поделюсь с вами более подробной информацией о наших успехах. Я надеюсь, что августовские события (так Дуров, вероятно, говорит о своем аресте.Ю. С.) приведут к тому, что Telegram — и вся индустрия социальных сетей в целом — станут безопаснее и сильнее», — написал он.

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ

Напомним, ранее из нескольких источников стало известно о том, что владелец Telegram на допросах заявил следователям о своем сотрудничестве (начавшемся за несколько лет до ареста) с французской внутренней разведкой DGSI (Генеральной дирекцией внутренней безопасности) по делам о терроризме**.

9 сентября французское издание Intelligence Online, специализирующееся на новостях от источников в «органах», заявило, что эти отношения с французскими разведками «завязались» в 2017 году — и речь идет о сотрудничестве не только с находящемся в ведении министерства внутренних дел Франции DGSI, но и с внешней разведкой DGSE (Генеральной дирекцией внешней безопасности), которая подведомственна министерству вооруженных сил. По информации Intelligence Online, глава Telegram встречался и с тогдашним директором DGSE Бернаром Эмие, и с советниками по разведке президента Макрона. «В Париже было организовано как минимум две встречи. Другие контакты между мужчиной (Дуровым) и спецслужбой последуют в Дубае», — заявило издание. Эмие и Елисейский дворец отказались подтверждать или опровергать эту информацию.

Источники Intelligence Online также заявили о том, о чем «Новая» ранее высказывалась в форме предположения: получение Дуровым французского гражданства (предоставлено в 2021 году) якобы было частью «сделки». «Затем происходит сделка, и у каждого из них есть просьба: Дуров заявляет, что готов принять французское гражданство, а также постепенно, в условиях строжайшей секретности, разместить данные Telegram на серверах, базирующихся во Франции, в дополнение к серверам в Дубае. В то же время будет создан канал для чрезвычайных ситуаций», — пишет Intelligence Online. 

Очевидно, что Дуров, получивший в 2021 году еще и гражданство ОАЭ, выполнил «сделку» (если она действительно была) лишь в незначительной степени: на допросах, по данным Le Parisien и Libération, он заявил, что создал канал для обмена информацией по меньшей мере с DGSI «для борьбы с терроризмом» — «с горячей линией и специальным адресом электронной почты» и что благодаря обмену информацией по этому каналу было предотвращено несколько терактов.

«Павел Дуров утверждает, что помогал срывать планы терактов и участвовал в разведывательной работе DGSI в преддверии Олимпийских игр», —

сообщил источник Parisien.

«На самом деле Павел Дуров не выполняет ни одного из данных обещаний. Будучи по сути игроком, он постепенно отходит от сделки. Прежде всего, он никогда не переводил серверы во Францию», — пишет Intelligence Online.

В то же время издание утверждает, что арест Дурова произошел не из-за «нарушения сделки», а из-за того, что французские спецслужбы якобы постепенно «забыли» о Дурове. Что и помогло следователям провести разбирательство, «не привлекая внимания администрации», а затем (как написала газета Canard enchaîné) — «опасаясь политического вмешательства» со стороны Елисейского — «в условиях максимальной осторожности» совершить задержание.

*По требованию закона, Telegram, как и другие цифровые платформы, должен был решить, какой из национальных регулирующих органов Европы будет осуществлять надзор за его деятельностью. В начале мая стало известно, что Telegram выбрал юридического представителя ЕС в Бельгии и теперь должен «находиться под надзором» Бельгийского института почтовых услуг и телекоммуникаций (IBPT).

**К слову, как раз «терроризм» и не вошел в список предъявленных Дурову прокуратурой Парижа обвинений, среди которых — «сговор с целью управления онлайн-платформой для осуществления незаконных сделок в составе организованной банды» (преступление, максимальное наказание за которое составляет 10 лет лишения свободы и штраф в размере 500 000 евро), «соучастие в таких преступлениях, как предоставление без законных оснований программы или данных, предназначенных для атаки на автоматизированную систему обработки данных, организованное групповое распространение изображений несовершеннолетних, содержащих детскую порнографию, незаконный оборот наркотиков, организованное групповое мошенничество, преступный сговор с целью совершения преступлений или правонарушений…», «отмывание преступлений или правонарушений в составе организованной банды»…).

P.S.

Источник «Новой» в Елисейском ранее заявил, что Эммануэль Макрон узнал об аресте Дурова «из новостей». Позднее, 26 августа, сам президент заверил, что «мы здесь совершенно ни при чем»: «Арест главы Telegram на территории Франции произошел в рамках продолжающегося судебного расследования», и это «ни в коем случае не политическое решение». 

29 августа президент «взял на себя ответственность» за решение выдать Дурову французский паспорт, которое назвал «абсолютно заслуженным». Против этого решения, по данным источников многих французских СМИ, выступал МИД Франции. По заявлению «людей из окружения» президента, на которых ссылается Le Monde, Дуров высказал Макрону просьбу о получении паспорта во время «одного из обедов» с ним в 2018 году.