18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Два с половиной года, прошедших после февраля 2022-го, серьезно изменили возможности заниматься публичной политикой в России.
Несогласие с действиями властей большей частью криминализовано, а из Госдумы почти каждый день доносятся предложения депутатов, стремящихся показать свою преданность, о новых репрессиях и запретах. Властью взят на вооружение лозунг «Кто не с нами, тот против нас», и даже сомнение рассматривается как ослушание. И практически каждый может в любой момент оказаться объектом политического преследования, и не сможет оспорить это в суде.
Делается все, чтобы под любым, самым абсурдным предлогом не допустить даже до участия в выборах оппозиционных кандидатов, а если им и удается прорваться — то избирательные законы трансформированы так, что создают почти неограниченные возможности для фальсификаций.
Под любыми предлогами (в том числе, как в Москве и Петербурге, под предлогом якобы никак не заканчивающейся эпидемии ковида) запрещаются публичные акции. А информационное пространство сужается, как шагреневая кожа, оставляя все меньше и меньше возможностей распространения информации, отличающейся от официальной.
Можно привести и другие «затрудняющие» факторы. Однако политика — и политики — остаются и действуют даже в этих условиях. В том числе участвуя в выборах — даже таких, какие они сегодня есть.
Не только и не столько для того, чтобы получить мандаты, сколько для того, чтобы иметь возможность в рамках избирательных кампаний говорить с людьми и бороться за умы. В том числе — объяснять им необходимость мира и свободы, освобождения политических заключенных, отказа от политики вражды и ненависти.
Но политическая деятельность — это не только участие в выборах, не только парламентские выступления, запросы и проекты, не только борьба за власть — но и давление на власть. Стремление добиться от власти решений в интересах граждан, выдвижение и продвижение инициатив.
А еще политика уже давно стала неотделима от правозащиты. От защиты прав граждан на то, что пока еще записано в Конституции, и от борьбы против попрания этих прав.
От помощи беженцам — которых становится все больше. От посещения политических процессов — чтобы те, кого преследуют, чувствовали солидарность. От поддержки политических заключенных — для которых так важно ощущать, что они не одни.
Владимир Кара-Мурза*, недавно освобожденный из заключения, прислал мне письмо с благодарностью за письма, которые ему направляли, в том числе на вечерах писем политзаключенным, которые во многих городах регулярно проводят мои коллеги по «Яблоку». «Спасибо за все письма, моральную поддержку и солидарность на протяжении этого ада. Очень помогало держаться там», — пишет Владимир.
Как уже сказано, заниматься политикой в России становится все сложнее.
Уточню: оппозиционной политикой — те, кто колеблется вместе с линией начальства, сложностей не испытывают (хотя вряд ли ожидание и исполнение команд можно назвать политикой).
Сложнее становится в том числе и потому, что пропагандистский «обстрел» давно уже ведется с двух сторон. С одной стороны — «башни-излучатели», ежедневно внушающие, что только «выродки» могут не поддерживать государство и его усилия. А с другой — эмигрантская «тусовка», считающая оставшихся в стране «пособниками», которые участием в выборах «легитимизируют режим»…
И тем не менее этот путь — быть рядом с гражданами там, где они отстаивают свои права и интересы, представлять их, бороться и защищать, — необходим.
Даже когда охватывает отчаяние и давит ощущение тщетности прилагаемых усилий, и создается впечатление, что перед тобой — непробиваемая стена.
Потому что рано или поздно времена изменятся. И когда вернутся возможности для политики в «полном объеме» — понадобятся те, кто не просто способен ей заниматься, а имеет при этом ресурс доверия людей. Потому что был рядом с ними в темные времена, стараясь приближать рассвет.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}