Сюжеты · Общество

Олимпийское беспокойство

Главы христианских церквей усилили попытки добиться перемирия. Все, кроме РПЦ

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

На первый взгляд, религиозные лидеры не смогли помочь обратившимся к ним нобелевским лауреатам добиться олимпийского перемирия. Но если присмотреться внимательнее, усилия папы римского и патриарха Константинопольского начинают приносить добрые плоды. Пока их бывший собрат в Москве продолжает молить «о победе»…

Папа Франциск благословляет толпу из окон Апостольского дворца. Фото: FILIPPO MONTEFORTE / AFP / East News

В ответ на письмо 51 нобелевского лауреата с призывом прекратить огонь в Украине и секторе Газа на время Олимпиады папа Франциск напомнил о «мудрой античности», в то время как патриарх Варфоломей выразил недоумение, что Олимпийские игры вообще проводятся, пока на фронте стреляют.

«Религиозный аспект» СВО в том, что обе стороны, в значительной своей части, называют себя православными христианами, более того — до начала СВО они принадлежали к одной и той же церкви Московского патриархата. Ее руководство, служа интересам Кремля, отреклось от украинской паствы и никак не выражает сочувствия ей.

На месте одного православия возникло два, по многим параметрам — противоположных. Глядя «через голову» православных украинцев, как бы не замечая их, глава РПЦ настаивает, что исток русской идентичности — в киевской купели крещения, и Киев должен быть русским городом. (По этой логике в состав в РФ должен войти, например, Иерусалим, поскольку там совершилось таинство спасения православных русских Иисусом Христом.)

Подчеркивая свою поддержку российской армии, РПЦ отказывается от миротворческих усилий, если не считать участие в обмене клириков, служивших «русскому миру» на территории Украины.

(Само)изоляция РПЦ от христианского мира, не разделяющего ее нового учения о ценностях воинской силы, только подогревает претензии Московского патриархата на глобальное духовное лидерство и особую мессианскую роль «удерживающего». Все это было бы чудовищным постмодернистским экспериментом, если бы не море страданий и смерти…

Папская формула

За время СВО позиция папы Франциска менялась, но не радикально. На второй же день военных действий, в нарушение всех протоколов, он пришел в посольство РФ при Святом престоле и заявил о своем намерении поехать в Москву и Киев (намерение так и не осуществилось).

На третьей неделе СВО состоялся последний на сегодня разговор понтифика с патриархом Кириллом, который оставил тягостное впечатление. Выслушав получасовую лекцию патриарха о международном положении, папа призвал его «использовать лексикон Иисуса» и «искать путь мира». «Патриарх не может становиться алтарным мальчиком Путина!» — восклицал Франциск после того разговора. Патриарх его не услышал, и папа попытался целиком взять инициативу в свои руки, назначив кардинала Дзуппи своим спецпредставителем по урегулированию российско-украинского вооруженного конфликта.

Патриарх Кирилл на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Фото: Вячеслав Прокофьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Папа дал старт движению общечеловеческого братства Fratelli tutti («Все братья» — так называется программная энциклика Франциска, рисующая его идеальную картину мира). В это движение вовлеклись нобелевские лауреаты: в частности, они участвовали в майском римском саммите Fratelli tutti. Контуры процесса освобождения российских политзаключенных, который как будто стартовал 1 августа в формате обмена с США и Германией, обговаривались на встрече участников саммита с папой.

Франциск информирован, в частности, о судьбе 17-летнего школьника из Ленинградской области Егора Балазейкина, инвалида, якобы пытавшегося (безуспешно) поджечь военкоматы. В этот же день, 1 августа, турецкий президент Эрдоган, претендующий на роль политического лидера исламского мира, призвал понтифика обратить большее внимание на конфликт в Палестине. Роль папы Эрдоган видит в усилении влияния на западных лидеров (в первую очередь — благочестивого католика Джо Байдена?) с целью минимизации военной помощи Израилю.

По словам главы Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова, поддерживающего постоянный контакт с понтификом, среди последних «переговорных ноу-хау» Франциска — идея вывода из-под санкций не вовлеченных в конфликт родственников российских чиновников и олигархов в обмен на смягчение агрессивной риторики и такой же агрессивной политики Москвы. С одной стороны, для современного западного мира не слишком органичен принцип «Сын за отца отвечает». С другой, речь идет о персональном статусе, не затрагивающем управление активами, которые реально могут принадлежать российскому чиновнику или олигарху, чьи родственники живут на Западе. Личность отдельно, деньги отдельно.

Папа Франциск. Фото: FILIPPO MONTEFORTE / AFP / East News

Главная константа «папской формулы мира» звучит так: в современных военных действиях не может быть победителя, любая военная победа создает почву для новых конфликтов.

По словам Севастьянова, папа называет символически значимым для всех участников конфликта в Украине «архетип Рима»: западная цивилизация и католицизм — во многом прямые продолжатели Римской империи, а Украина и Россия приобщились к христианской культуре через Византию — Второй Рим. В условиях неэффективности международных институтов, сложившихся по итогам Второй мировой войны, папа и Fratelli tutti вынашивают план строительства новой и постоянно действующей переговорной площадки под заведомо нейтральной крышей — например, ватиканской.

Стороны конфликта не всегда слышат понтифика, но упорство 87-летнего Франциска постепенно берет верх. Посол РФ в Ватикане Иван Солтановский недавно заявил, что «Россия приветствует инициативы папы римского, направленные на достижение мира на Украине». Хотя многие в Украине считают позицию папы слишком «промосковской», официальное руководство страны находится в постоянном контакте со Святым престолом, признавая его уникальный функционал в решении гуманитарных проблем военного времени: например, обмена пленными или возвращения в Украину вывезенных в РФ украинских детей.

Патриархат демократии

К папе римскому и патриарху Константинопольскому в последнее время вообще много кто обращался по вопросам войны и мира. Например, ученые Фордэмского университета в Нью-Йорке. Они признают лидерство Константинопольского (Вселенского) патриархата, который спасает лицо мирового православия, тогда как идеи, проповедуемые РПЦ, угрожают полностью дискредитировать эту религиозную традицию.

Именно Вселенский патриархат предоставил каноническое убежище клирикам, репрессированным в РПЦ за пацифистскую позицию, — от протоиереев Андрея Кордочкина и Алексея Уминского до священника Иоанна Коваля и диакона Андрея Кураева*. Константинополь протянул свой омофор епархиям и приходам, убегающим от РПЦ, — от Эстонии и Литвы до Западной Европы и Украины. Патриарх Варфоломей делился своей интуицией, что именно его церкви предстоит взять на себя пастырскую ответственность за православный народ России после политической трансформации страны. Учение патриарха Кирилла и его окружения, как заявлял Варфоломей, выводит РПЦ за рамки мирового православия и за даже рамки исторического процесса: доктрина «русского мира» несовместима с евангельским христианством и созданной им цивилизацией.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: Zuma / TASS

Незадолго до начала СВО Константинопольский патриархат опубликовал свою социальную доктрину. Появившись на 20 лет позже аналогичного документа РПЦ, она во многом стала ответом на него, альтернативным взглядом на современное православие. Константинопольская доктрина разрабатывалась в крупнейшей архиепископии патриархата — Американской — на базе решений Всеправославного собора 2016 г. на Крите, куда в последний момент отказались ехать представители РПЦ. 

Константинополь заявляет о поддержке демократии, предлагая верующим «работать над сохранением и расширением демократических институтов и обычаев в правовых, культурных и экономических рамках своих обществ». Документ призывает благодарить Бога за «демократический дух нашей эпохи».

В социальной же концепции РПЦ содержится положение о превосходстве монархии над демократией и воспевается патриотизм так, как РПЦ его понимает.

Константинополь предостерегает от перерастания патриотизма в «этнофилетизм» (учение об особой миссии или избранности одного народа), который был осужден как ересь на Константинопольском соборе 1872 года. Если РПЦ признает за своей паствой лишь право на пассивное «гражданское неповиновение» в случае, когда государство принуждает к нарушению заповедей Божьих, то Константинополь допускает право на активное сопротивление власти — в определенных ситуациях.

Хочется надеяться, что дальнейшее движение Ватикана и Константинополя по путям решения гуманитарных и духовно-канонических проблем, порожденных в том числе и СВО, создаст предпосылки для выдвижения кандидатур папы Франциска и патриарха Варфоломея на Нобелевскую премию мира.

Русский народ как новая Троица

Невзирая на всехристианский консенсус, патриарх Кирилл — по долгу «государевой службы» — продолжает упорно идти «особым» путем. Предстоятель Финляндской православной церкви архиепископ Лев тщетно призывал Кирилла: «Проснитесь и осудите это зло… Вспомните свои обеты епископа и патриарха, данные перед Богом, и то, что за них придется отвечать перед Всевышним». Полным игнором предстоятель РПЦ отвечал на подобные призывы глав Румынской, Болгарской, Элладской церквей, архиепископа Кентерберийского и Всемирного совета церквей.

Верующие во время крестного хода. Фото: Артемий Шуматов / Коммерсантъ

28 июля, когда в РФ отмечают День крещения Киевской Руси, Кирилл направил приветствие участникам торжеств в Севастополе по случаю открытия музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес», сооруженного по образцу парков «Моя история» митрополита Тихона (Шевкунова). Как и все проекты «духовника президента», ныне управляющего митрополией РПЦ в Крыму, комплекс занимает тысячи квадратных метров и стоит миллиарды рублей. По утверждениям экспертов, ссылающихся на спутниковые снимки, на территории античного городища военные строители РФ возвели современный бетонный амфитеатр, нанеся ущерб заповеднику «Херсонес Таврический».

На следующий день, 29 июля, в Севастополе прошла выездная сессия возглавляемого патриархом Всемирного русского народного собора , на которую сам предстоятель не приехал. В отличие от Владимира Путина и других высших российских чиновников, после 2014 года он ни разу не посещал Крым или Донбасс, а также уклонялся от присутствия на церемониях приема в состав РФ как Крыма с Севастополем, так и четырех областей. Тем не менее по благословению патриарха собор призвал Госдуму срочно принять закон «о триединстве русского народа», установив наказание в виде лишения свободы за отрицание такого «триединства».

Это новый виток конструирования религии «русского мира»: 

если христиане исповедуют триединство лиц Божества — Троицы, то патриарх Кирилл и его собор применяют чисто богословский термин к политическим амбициям Кремля по восстановлению «триединой» империи.

…Потуги РПЦ по духовному обслуживанию СВО выглядят безнадежно на фоне объединивших остальной христианский мир усилий, направленных на прекращение военных действий. Недаром именно миротворцев Христос нарек сынами Божьими.