СюжетыОбщество

Мирный патриарх немирного времени

Портрет и жизненный путь Константинопольского патриарха Варфоломея, олицетворяющего альтернативный Москве «центр силы» в мировом православии

Мирный патриарх немирного времени

Константинопольский патриарх Варфоломей. Фото: AP / TASS

Вселенскому патриарху Варфоломею, более трех десятилетий занимающему «первый по чести» престол мирового православия, выпала интересная историческая роль. В то время как его бывший коллега в Москве продвигает «богословие СВО», формируя агрессивно-ксенофобский образ русского православия, Варфоломей отстаивает православие вселенское — мирное и экуменическое (см. сноску 1).

А когда в РПЦ появились репрессированные за верность евангельскому миротворчеству клирики, Вселенский патриарх предоставил им убежище в своей юрисдикции. Он принимает под свой омофор общины на бывших окраинах московской церковной империи и считает, что именно его патриархату придется когда-нибудь взять на себя пастырскую ответственность за православный народ России после изменения политических реалий. 15–16 июня патриарх Варфоломей будет представлять мировое православие на Глобальном саммите мира в швейцарском Бюргенштоке.

На пути к престолу

232-й патриарх Константинополя — Нового Рима (отсчет ведется от апостола Андрея, проповедавшего христианство на берегах Босфора) Варфоломей, в миру — Димитриос Архондонис, родился 10 марта 1940 года. Его родина — Имврос (турецкое название — Гёкчеада), остров Эгейского моря, оставшийся в составе Турции по Лозаннскому договору. Родное село патриарха — Айя-Теодори (турецкое название — Зейтенли-кёю) — остается одним из двух (!) населенных пунктов Турции с преобладающим греческим населением. Сегодня тут около 70 греков и 15 турок (80 лет назад греков в селе было в 10 раз больше). В Айя-Теодори действует Успенский храм, где патриарх служит в августе, на престольный праздник, работает греческая школа. Среди односельчан патриарха — несколько видных деятелей Константинопольского патриархата (КП), в том числе покойный глава его Американской архиепископии Иаков (Кукузис, ум. в 2005 г.).

В юности Димитриос Архондонис застал довольно цветущую греческую жизнь константинопольского региона, который населяло около 100 тыс. греков. Окончил центральную школу Имвроса, Зографский лицей в Стамбуле и Богословскую школу на острове Халки (последние два заведения были закрыты после погромов 1950–60-х гг.). В 21-летнем возрасте принял монашество и сан диакона, после чего был призван в турецкую армию, где получил офицерское звание — своеобразный «сертификат лояльности» Турецкой республике.

С 1963 г. начал академическую карьеру: магистратура в Восточном институте Григорианского университета в Риме и в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария), докторантура в Мюнхенском университете. Позже, на встрече с папой Франциском, Варфоломей признается: «Я благодарен иезуитам», — за блестящее образование.

Папа Римский Франциск и патриарх Константинопольский Варфоломей, 2022 г. Фото: Zuma / TASS

Папа Римский Франциск и патриарх Константинопольский Варфоломей, 2022 г. Фото: Zuma / TASS

На родине в сфере образования Варфоломей, ставший иеромонахом, проработал всего три года: в 1971-м турецкие власти закрыли богословскую школу на Халки. Расположенная на территории Троицкого монастыря, она будто замерла в ожидании воскрешения: в аудиториях стоят парты, у школьных досок лежит мел… Возобновление единственной в Турции православной богословской школы стало одной из главных забот Варфоломея. По законам Турции, патриархом Константинопольским (он же — Вселенский, но второго титула Турция не признает) может быть лишь гражданин этой страны, получивший образование на ее территории… Пока решить проблему не удается.

В «возрасте Христа» (33 года) Варфоломей получает архиерейскую хиротонию и становится митрополитом Филадельфийским, управляющим патриаршим кабинетом, а вскоре — и постоянным членом синода. Более 15 лет он представлял КП во Всемирном совете церквей, входя в его разные комиссии и в центральный комитет. Наконец, в октябре 1991 г., после смерти патриарха Димитрия, избран на патриарший престол.

Резиденция Константинопольских патриархов с XVII в. располагается в стамбульском районе Фенер при скромном Свято-Георгиевском храме. В 1980-е во дворе храма на средства американской диаспоры построили новое 4-этажное здание патриархии. Впрочем, по меркам РПЦ резиденция «первого по чести» выглядит более чем скромно и охраняется слабо.

Читайте также

Дивеевские тайны кремлевского братства

Дивеевские тайны кремлевского братства

Новый министр обороны Белоусов — попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря. Что за элитное «Дивеевское братство», собравшее чиновников и олигархов?

На геополитических качелях

Патриаршее служение Варфоломей начал с возрождения института Синаксиса — регулярных консультаций предстоятелей признанных Константинополем поместных православных церквей (их список не совпадает с московским). 15 марта 1992 года в храме св. Георгия собрались 14 предстоятелей, включая патриарха Алексия II. Наметилось потепление отношений с РПЦ, и в следующем году Варфоломей посетил Москву и Петербург.

Впрочем, потепление почти сразу сменилось похолоданием: сначала Варфоломей перехватил инициативу в православно-католическом диалоге, которую старалась удерживать РПЦ, а затем провозгласил восстановление юрисдикции КП в Эстонии, куда Московская патриархия пришла в 1940 г. на штыках Красной армии. На второй Синаксис, в 1995 году, Алексий II уже не приехал, а в 1997-м дошло даже до краткого разрыва канонического общения РПЦ с Константинополем — из-за Эстонии. В конце концов на переговорах в Швейцарии две церкви договорились о компромиссе: параллельном существовании двух юрисдикций на территории одной страны.

Вселенский Константинопольский патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на территории Кремля. В Успенском соборе Кремля они провели совместную службу, 1993 г. Фото: Кузьмин Валентин / Фотохроника ТАСС

Вселенский Константинопольский патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на территории Кремля. В Успенском соборе Кремля они провели совместную службу, 1993 г. Фото: Кузьмин Валентин / Фотохроника ТАСС

Новая попытка сближения двух «центров силы» в мировом православии состоялась уже в начале патриаршества Кирилла, когда патриархи обменялись визитами в 2009–2010 годах. Тогда Москву тревожила активизация Константинополя на украинском направлении (православие в Украине с начала 90-х было разделено на три сопоставимых по размерам юрисдикции). Поначалу достигли компромисса: РПЦ признает создание в странах диаспоры (т.е. на Западе) национальных конференций православных епископов во главе с представителем Константинополя в каждой стране, а КП отказывается от претензий на Украину. Договорились совместно готовить Всеправославный собор 2016 г. на Крите, который патриарх Кирилл неожиданно попытался сорвать всего за 10 дней до открытия, нарушив даже постановление Архиерейского собора РПЦ.

Кириллом тогда овладела геополитическая эйфория после встречи с папой римским в Гаване, где была подписана совместная церковно-политическая декларация. «Если папа за нас, то с Варфоломеем можно не считаться».

Но в большой церковной политике сложно переиграть многоопытных греков: Варфоломей провел Всеправославный собор без РПЦ и трех ее сателлитов, отменив обещание не вмешиваться в украинские дела. Уже в 2018 году синод КП даровал автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ; в РПЦ ее считают «раскольнической»), что привело к окончательному разрыву церковного общения Москвы с Константинополем — в одностороннем порядке.

На Западе Варфоломей известен как «зеленый патриарх» — впервые в истории КП он включил в церковную повестку экологическую проблематику, возглавив ряд инициатив по защите Черного моря. В 2005 году получил премию ООН «Борцы за охрану планеты Земля», а в 2008-м вошел в топ-100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, где занял 11-е место (на первых в том году были Далай-лама, Путин и Обама).

Читайте также

Чемодан, вокзал, Константинополь

Чемодан, вокзал, Константинополь

Что представляет собой «первая по чести» церковь мирового православия, которая стала убежищем для антивоенно настроенных священников из России

Против «ереси»

24 февраля 2022 года превратило церковный разлом между Москвой и Константинополем из церковно-канонического в нравственно-экзистенциальный. Варфоломей осудил позицию Кирилла в поддержку СВО как отказ от Евангелия и «предательство Христа», заповедавшего Своим ученикам быть миротворцами. В сакральном центре православия — на Святой горе Афон —

в мае того года Вселенский патриарх призвал своего «брата» Кирилла: «Пожертвовать своим престолом и сказать Путину: «Господин президент, я не могу с вами согласиться, и я подаю в отставку»».

На конференции по геополитике в Абу-Даби в декабре 2022 года Константинопольский патриарх представил уже системно-богословский взгляд на ситуацию в РПЦ и России. По его мнению, в «искаженной православной вере», проповедуемой Кириллом и его единомышленниками, — «основа идеологии путинского режима». Варфоломей говорил об учении «Русского мира», которое Кирилл начал продвигать еще до избрания патриархом и которое существенно «обогатили» радикальные мыслители типа Александра Дугина. Отдав должное «огромному интеллектуальному, духовному и художественному вкладу» русского православия в христианскую традицию, Варфоломей отделил от него современное учение — сплав имперского ресентимента с оккультными исканиями поздне- и постсоветского агностицизма.

Следующей вехой стали высказывания Вселенского патриарха в марте прошлого года, в ходе визита в Литву, где он восстановил древнюю юрисдикцию своей церкви, приняв группу антивоенно настроенных священников, изгнанных из РПЦ. Варфоломей возложил на Московский патриархат ответственность за происходящее и назвал текущее положение вещей «самым большим вызовом для православного мира» за всю его историю. Патриарх предложил новую цель для межрелигиозного диалога: «Противостояние и нейтрализация устремлений руководства Московского патриархата… богословски легитимизировать [то, что происходит]».

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните и патриарх Константинопольский Варфоломей I во время пресс-конференции. Вильнюс, 21 марта 2023 г. Фото: AP / TASS

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните и патриарх Константинопольский Варфоломей I во время пресс-конференции. Вильнюс, 21 марта 2023 г. Фото: AP / TASS

«Третий Рим» пал, а «Второй» устоял

С «комплексной критикой» Варфоломея Владимир Путин впервые выступил на большой пресс-конференции 20 декабря 2018 года. В своей манере он заверил, что константинопольского старца интересуют только деньги, и назвал Православную церковь Украины «объединенной раскольнической церковью Стамбульского прихода». Российские СМИ тогда активно педалировали тему «взятки», которую якобы уплатил Петр Порошенко за автокефалию ПЦУ, не приводя внятных доказательств. Позже в одном из интервью Варфоломей заявит в сердцах: «Единственное, что мы «выиграли» от украинской автокефалии, — это оскорбления, клевета и унижение [со стороны Москвы]».

«Новая» рассказывала о принципиальном расхождении между Москвой и Константинополем в самом учении о том, как организационно устроена православная церковь. Более полутора тысяч лет назад, когда РПЦ еще не было и в помине, на IV Вселенском соборе в византийском Халкидоне были приняты каноны 9, 17 и 28, наделяющие КП как столичную кафедру особыми полномочиями, в частности — статусом последней апелляционной инстанции в мировом православии. Османское владычество, с одной стороны, усилило роль КП, превратив его предстоятеля в «этнарха» — руководителя всех православных империи, в том числе входящих в другие патриархаты. С другой стороны, Константинополь оказался в финансовой зависимости от усилившегося Московского царства, провозгласившего себя «Третьим Римом» и новым центром православия. Однако пока существует «Второй Рим» в лице КП, историософски невозможно обосновать передачу его харизмы и статуса «Третьему Риму». Эта концепция так и не получила официального признания на Руси / в России и искусственно раздувается сегодняшними пропагандистами российской самодостаточности.

Претензии России на лидерство в православном мире закончились с падением православной империи и возникновением на ее месте атеистического государства, которое почти полностью уничтожило церковь к концу 1930-х годов, а потом «переучредило» ее под свои цели.

ХХ век прошел под знаком восстановления в мировом православии позиций КП, которому после Второй мировой войны удалось разрушить сталинский замысел проведения Вселенского собора в Москве и отмены первенства Константинополя. Его геополитическое влияние базировалось на поддержке руководства США, других западных стран и на пожертвованиях мощного греческого лобби Америки.

Патриарх предоставляет убежище

Перешедший в КП о. Андрей Кураев* напоминает:

«Православные каноны написаны греками и на греческом языке», поэтому бессмысленно спорить с греками об их «истинном смысле».

Кстати, диссертация будущего патриарха Варфоломея в Мюнхенском университета называлась как раз «О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви».

Греческое толкование канонов IV Вселенского собора наделяет Вселенского патриарха не только властью высшей судебно-апелляционной инстанции, но и юрисдикцией над всей православной диаспорой и правом созывать всеправославные мероприятия или регулировать конфликты в руководстве поместных церквей. Регуляторное право за Константинополем признала и РПЦ, когда участвовала в «уврачевании» болгарского раскола в 1998 г. или отстранении Иерусалимского патриарха Иринея в 2005-м.

Читайте также

РПЦ(б)

РПЦ(б)

Патриарх Кирилл издал новые указы о наказании антивоенно настроенных священников. Но чем больше таких указов, тем меньше их канонический вес

В случае с украинской автокефалией КП руководствовался довольно простой логикой: Киевскую митрополию в 1686 г. незаконно аннексировал Московский патриархат, поскольку незадолго до этого Киев перешел под контроль Москвы. Учитывая новые реалии, тогдашний Вселенский патриарх Дионисий согласился, чтобы Московский патриарх стал его временным экзархом в Киевской митрополии, но Москва истолковало это по-своему. В новых геополитических реалиях Константинополь, как считает патриарх, «восстановил справедливость». Вернул себе Киевскую митрополию и принял в нее бывших «раскольников» из самопровозглашенных Киевского патриархата и Украинской автокефальной церкви, КП тут же даровал ей автокефалию, то есть церковную независимость. Поначалу этому воспротивились структуры Московского патриархата в Украине, но после февраля 2022 г. и они отошли в сторону, постепенно восстанавливая контакты с Константинополем и всем мировым православием.

В свою бытность «министром иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) любил говорить о несогласии своей церкви с «претензиями Константинопольского патриархата на роль лидера и арбитра в современном православном мире, с его особыми правами и привилегиями, что раскалывает православных не только на Украине». «С украинским вопросом, — парировал Варфоломей, — мы поступили так же, как и в других случаях предоставления автокефалии. Мы следовали установившейся церковной практике многовековой традиции православия. Константинополь уже предоставил до Украины автокефалию девяти другим поместным церквам».

Читайте также

Не важно, что православный…

Не важно, что православный…

В подмосковном Ногинске разрушили храм. Потому что он украинский

После 24 февраля 2022 года РПЦ постепенно потеряла все приходы в Украине и Латвии, значительную часть приходов в Эстонии, Молдове и западных странах; «альтернативные» структуры КП создаются в Литве, Азербайджане и Китае, которые РПЦ тоже считает своей «канонической территорией». Наконец, самое важное — патриарх Варфоломей протянул омофор российским священникам и диаконам, «лишенным сана» патриархом Кириллом за отказ молиться о военной победе. В прошлом году вместе со своим синодом он начал признавать необоснованным применение судом и патриархом РПЦ 25-го апостольского правила (о «клятвопреступлении») к таким клирикам. За последний год в КП из РПЦ приняты священники:

  • Иоанн Коваль,
  • Алексий Уминский,
  • Андрей Кордочкин,
  • Николай Платонов,
  • Александр Кухта,
  • Георгий Рой,
  • Виталий Моцкус,
  • Владимир Селявко,
  • Гинтарас Сунгайла,
  • Виталий Даупарас,
  • Георгий Ананьев,
  • диакон Андрей Кураев и др.

…Мне довелось беседовать с патриархом Варфоломеем — в его соборе на Фанаре, в неформальной обстановке. Собственно, это несложно сделать любому пришедшему туда на праздничную службу. Для человека, имевшего дело с иерархами РПЦ, непривычно это ощущение простоты, отсутствия психологических перегородок. Говоришь «с самим патриархом», а рядом нет вооруженной охраны, голос и слова собеседника спокойны и доброжелательны.

Воистину РПЦ и КП движутся в противоположные стороны, все более отдаляясь друг от друга. Одна — в геополитический изоляционизм «русского мира», другая — на экуменический простор глобализации, где встречаются и сплетаются разные традиции Запада и Востока. Но еще висит в воздухе вопрос: эти векторы уже преодолели свою точку невозврата?

1 Экуменизм (от греч. экумена — «вселенная») — христианское течение, возникшее в ХХ в., которое провозглашает своей целью воссоединение христианства без отказа от вероисповедных и культурных особенностей каждой конфессии. Религиозный аналог глобализации.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow