Репортажи · Спорт

В этой церемонии было слишком много воды. И Парижа, которого много не бывает

Репортаж с открытия Олимпийских игр

Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», Париж

Церемония открытия Летних олимпийских игр в Париже. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

В Париже официально начались Летние олимпийские игры. Организаторы назвали церемонию открытия «грандиозной» — и это правда, если учитывать, что впервые в истории она была на воде, и понимать, что главной «звездой» и в сценографии, и в сценарии был великий Париж.

А еще организаторы проявили традиционную французскую смелость, которую ханжи могли бы назвать фривольностью. Но, как часто бывает в последние годы с французскими сценариями, были несколько сумбурны в попытке выстроить повествование. Но французские шарм и юмор читались почти в каждой сцене — поэтому, если вы еще не смотрели, найдите в ютьюбе и посмотрите этот праздник, не забывая время от времени ставить его на ускоренную перемотку.

Олимпиады Париж не видел ровно сто лет, с 1924-го. И как жаль, что не повезло с погодой: дождь зарядил вскоре после начала церемонии — около восьми вечера, без перерыва — и все-таки портил праздник до самого конца, до полуночи, щедро поливая триста с лишним тысяч зрителей, сидевших на трибунах вдоль Сены или в районе Трокадеро. Так что в этой четырехчасовой церемонии, во всех смыслах, было многовато воды.

Впрочем, концовка, ради совершенства которой «объединились» Селин Дион, освещаемая прожекторами Эйфелева башня и «Гимн любви» Эдит Пиаф, получилась действительно потрясающей.

Организаторы обещают, что такими же будут для зрителей и игры: телевизионные возможности утроились по сравнению с прошлыми летними играми в Токио.

В России, как известно, эти Игры решили не транслировать.

Церемония открытия Летних олимпийских игр в Париже. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

* * *

Представителей РФ и Беларуси не было и на самой церемонии: те семнадцать белорусских и пятнадцать российских атлетов, которые решили (и решились, и получили возможность) выступить на Олимпиаде, по понятным причинам, не могли участвовать в празднике открытия.

Украинская команда, хоть у нее и непраздничное (по тем же причинам) настроение, предстала перед зрителями внешне очень веселой. Ее кораблик (совместный с делегацией Тувалу: по алфавиту) шел по реке одним из последних — был встречен бурными аплодисментами.

У нас в районе Трокадеро, где сидели «випы» (от участников делегаций до Макрона, глав государств и правительств восьми десятков стран и главы МОК Томаса Баха), так же громко встречали только команду Палестины, но это я оставлю без комментариев.

Эмманюэль Макрон на открытии Летних олимпийских игр в Париже. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

* * *

МОК будет в течение двух недель пытаться пресекать любые проявления политического самовыражения (например, размахивание палестинскими флагами), но «эксцессы» еще явно проявятся.

Главное, чтобы не случилось чего-нибудь страшного: для предотвращения таких сценариев приняты «беспрецедентные меры безопасности», заявил несколько дней назад в эфире France 2 министр внутренних дел Жеральд Дарманен. И заверил, что благодаря усилиям властей «никакой определенной [террористической] угрозы» этим Играм нет, и все должно быть нормально.

Израильской команде тоже обеспечена «повышенная охрана».

Полиция на катерах перед церемонией открытия Олимпийских игр в Париже. Фото: Voetbal International / East News

В пятницу, 26 июля, около 45 тысяч сотрудников сил правопорядка, 800 военных и пара тысяч работников частной охраны были мобилизованы вокруг Сены и на улицах столицы для обеспечения безопасности церемонии открытия. Необходимо было «секьюризировать» не только двенадцать километров причалов, но и зоны посадки и высадки спортсменов.

Все лодки, участвующие в параде, были «просканированы» службами разминирования.

Проверили и все баржи, пришвартованные на маршруте, «прочесали» выходящие на реку дома, «прозондировали» канализационные сети, заглянули в мусорные баки. Над городом парили беспилотники, а воздушное пространство было закрыто в радиусе 150 километров от Парижа за час до церемонии (в 18.30) и до самого ее окончания почти в полночь.

Значительную часть Парижа с обоих берегов Сены практически блокировали для прохода «посторонних» еще с 18 июля: попасть туда могут либо аккредитованные спортсмены, участники делегаций и журналисты, либо получившие специальные пропуска жители «заблокированных» домов. На время соревнований, правда, пускают зрителей по билетам.

В общем, безопасность — судя по отчетам властей — «на исторически высоком» (для Игр) уровне.

Сотрудники полиции готовятся к приему зрителей церемонии открытия летних Олимпийских игр 2024 года. Фото: Andrew Medichini / Associated Press / East News

* * *

Тем не менее уже не обошлось без неприятностей. Утром, в день церемонии, государственная железнодорожная компания SNCF объявила, что около 04.00 «подверглась массированной атаке с целью парализовать всю сеть»: преступники в нескольких точках Франции перерезали и подожгли волоконно-оптические кабели и провода, которые использовались для передачи информации о безопасности машинистам, а также для управления поворотниками и красными огнями.

В итоге движение было сильно нарушено сразу по трем направлениям — Атлантическому, Северному и Восточному, и это затронуло 800 тысяч пассажиров. Могло сказаться и на самой церемонии: некоторые ее участники добирались в Париж как раз на поездах. Но позднее SNCF уточнила, что четыре состава со спортсменами все же прибыли в столицу без критических опозданий.

«Наши спецслужбы и правоохранительные органы мобилизованы, чтобы найти и наказать виновных в этих преступных деяниях», — заявил и.о. премьер-министра Габриэль Атталь.

Французские эксперты по безопасности уже говорят о «русском следе», но доказательств пока нет.

«Начинается расследование, и я призываю всех быть осторожными», — заявил Атталь из кризисного штаба министерства транспорта. «Приоритетная (пока) версия — действия ультралевых», но «нельзя исключать и возможность действий России, поскольку Москва уже была замешана в попытках саботажа европейских железнодорожных систем: в мае жертвой стала Чехия», напоминает Journal du dimanche. В пользу «российского следа» говорит и заявление источника AFP в следственной группе: это была «хорошо подготовленная операция», организованная «одной структурой».

На следующий день ситуация несколько наладилась: компания SNCF сообщила, что ходить будут «7 из 10 высокоскоростных поездов».

«Сотрудники SNCF Network работали всю ночь в сложных условиях, под дождем, чтобы обеспечить улучшение движения поездов по маршрутам, пострадавшим от актов саботажа», — подчеркнули в компании.

* * *

Организационные ляпы тоже проявились в первый же день, но не стоит жаловаться: это Франция, и по-другому здесь не бывает — нельзя требовать от французов одновременно оставаться мировыми эталонами искусства весело и легко тянуть невыносимую лямку бытия и проявлять сухую дисциплинированность. Поэтому, например, журналисты получали от секьюрити в разных точках входа на трибуны пятнадцать разных инструкций по поводу того, куда же именно им следует направиться, олимпийский флаг повесили «вверх ногами», а спортсменов из Южной Кореи, в момент прохождения их кораблика по Сене, на весь мир назвали представителями «Корейской Народно-Демократической Республики».

Говорят, Ким Чен Ын радовался как ребенок.

Промокших до нитки людей на трибунах (вроде меня) записывать на негативный «баланс» организаторов не стану. Мы, наверное, сами виноваты: нужно было верить отдельным прогнозам синоптиков, а не магическому мышлению мэра Парижа Анн Идальго, которая выразила надежду, что дождя все-таки не будет, потому что «сегодня — День святой Анны».

Святую Анну небеса проигнорировали.

Церемония открытия Летних олимпийских игр в Париже. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

* * *

Как и мольбы организаторов о метеочуде.

Художественный руководитель церемонии открытия Тома Жолли в ночь с пятницы на субботу признался журналистам, что из-за дождя «пришлось снять некоторые сцены ради безопасности», но в итоге результат все равно оказался «довольно близким» к тому, что он «задумал».

Во время этого шоу берега, мосты и крыши были использованы как сценические площадки примерно двумя тысячами артистов (танцорами, музыкантами, комиками, жонглерами, акробатами…), включая звезд первой величины — от Леди Гаги до обожаемого французами Зизу (Зинедина Зидана).

Добавьте к ним около 7 тысяч спортсменов из 204 стран, которые провезли флаги своих стран в кораблях по Сене не только перед мокшими под дождем гостями, но и перед телезрителями всей планеты, и еще раз вспомните о том, почему и зачем Россия исключена из этого праздника мира.

* * *

В 22.53 по местному времени, ближе к концу, президент Макрон выступил с самой короткой речью в своей истории. Сказал только: «Я объявляю Игры в Париже открытыми, чествуя XXXIII Олимпиаду современности».

«Дорогие спортсмены, дорогие любители Олимпийских игр во Франции и во всем мире, добро пожаловать в Париж. Для меня огромная честь приветствовать вас здесь. Между Францией и Играми — большая история любви», — сказал глава оргкомитета Игр, трехкратный олимпийский чемпион Тони Эстанге. Обратился к спортсменам: «В течение следующих 16 дней вы будете самой прекрасной версией человечества».

Тони Эстанге. Фото: Юрий Сафронов / «Новая газета»

* * *

Ну, и пошутил, конечно, не зря ведь француз: «Когда мы любим игры, мы не позволяем нескольким каплям дождя оказать на нас впечатление». В это время я как раз выжимал свою рубашку.

Париж

«Новая газета» благодарит за помощь в получении аккредитации на Игры и в подготовке этого материала пресс-команду Международного олимпийского комитета и оргкомитета Paris-2024.