Авторитарные режимы редко сравнивают с праздниками и карнавалами — потому что это последнее, что ассоциируется с цензурой, нарушением прав человека, репрессиями и другими «прелестями». В то же время карнавальная атмосфера и сопутствующие ей ритуалы, преподносимые публике в извращенной форме, помогают автократиям объединять общество вокруг себя за счет создания в стране иллюзии «народно-праздничной стихии».
Ее фундаментом философ Михаил Бахтин считал смех, благодаря которому карнавал становится «второй жизнью народа» — где «сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью». Единственное ограничение у этой игры — срок, но для авторитарного режима оно неактуально, поскольку усилиями государства игра бессрочно «продлевается» (как коллективная утопия, которая постепенно растворяет в себе «докарнавальную», повседневно-нормальную «первую» жизнь).
Эта статья — попытка взглянуть на сложившийся в России 2020-х политический режим сквозь концепции карнавализации, гротескного реализма и смеховой культуры, изложенные Бахтиным в его работах о Франсуа Рабле и Федоре Достоевском. Начнем с того, что концепции эти тесно между собой переплетены: общее между ними — высвобождение человеческого сознания из оков серьезности и превращение этой серьезности в «смешное страшилище», по формулировке Бахтина.