Колонка · Спорт

Увидеть Париж — и?..

Если вспомнить барона де Кубертена, то Олимпиада — это и есть состязание атлетов, а не стран

Фото: AP / TASS

«Те, кто согласился ехать на Олимпиаду без флага и гимна, пусть лучше оттуда не возвращаются. Это предатели». Так говорит Умар Кремлёв. президент Международной ассоциации бокса (IBA). Которая разрешает российским боксерам выступать под российским флагом и позиционирует себя как главная организация мирового бокса. Но с 2023 года МОК лишил ее признания и все проводимые ей соревнования по статусу мало чем отличаются от пресловутых Игр БРИКС. Зато в околовластных эшелонах Кремлёв — человек известный. И в Подмосковье, особенно в Серпухове, имеет «особый авторитет».

Но не только Умар Кремлёв не полез в карман за словом, припасенным для тех российских спортсменов, которые все-таки собираются принять участие в Олимпиаде.

Ирина Винер, «мать российской художественной гимнастики» и наставница Алины Кабаевой.

Ирина Винер

«В Париже говорили, что русские должны выступать в команде бомжей, это сейчас и осуществляется. Команда бомжей без флага, гимна, болельщиков поедет на Олимпиаду».

Станислав Поздняков

Президент Олимпийского комитета России

«Хочу подчеркнуть, что разделяю и поддерживаю позицию Ирины Александровны, наши мнения здесь полностью совпадают. Единственное, не соглашусь с определением «команда бомжей» конкретно в случае теннисистов, которые большую часть времени живут за рубежом, там же зарабатывают, утверждают при этом, что «играют за себя», осуждают политику своей страны и СВО. Так что правильнее, с моей точки зрения, — «команда иноагентов». Для которой точно не возникнет никаких препятствий представлять на Олимпиаде самих себя».

Предатели, бомжи, иноагенты. Это сказано про наших соотечественников, которые не внесены ни в какие позорные реестры, которые не подписывали никаких документов, нарушающих российские законы (какими бы они ни были), не выступали против своей страны ни в какой форме. Единственное их прегрешение состоит в том, что они, посвятив всю жизнь спорту, высшей точкой которого являются Олимпийские игры, хотят принять в них участие. Это их мечта, это их жизнь, это их профессия.

В Париже у нас будет самая странная команда в истории. Даже не совсем «у нас» — потому что командой как таковой эти спортсмены не будут. У них действительно не будет ни флага, ни гимна, не будет участия в церемониях открытия и закрытия, им будет запрещено позиционировать себя именно как российских атлетов. Они будут выступать сами по себе и сами за себя. Но если вспомнить барона де Кубертена, придумавшего современные Олимпийские игры, то Олимпиада — это и есть состязание атлетов, а не стран. И никаких медальных зачетов официально на Играх не ведут, хотя неофициально медали считают все, и даже МОК эти таблицы публикует.

Российские (и белорусские) спортсмены будут чужими среди чужих. Потому что на родине им скажут, что они предатели и бомжи.

Потому что украинцы считают, что никаких спортсменов из России не должно быть в Париже в принципе. Потому что МОК, определив жесткие требования к нейтральному статусу этих участников, выделил их в своеобразную резервацию. По большому счету, им не рад никто.

И в этой ситуации легко сделать естественный выбор. И никуда не ехать. Российские спортсмены с детства растут как часть системы. Государство их кормит, поит, одевает, платит зарплату. Оно думает вместо них и за них принимает решения. Нужно иметь не просто мужество, но и простую человеческую зрелость, чтобы вместо инфантильного выполнения чужих решений поступать так, как ты считаешь правильным поступить.

Нейтральная, но при этом все равно российская делегация могла быть значительно больше. Несмотря на все мифы и запугивания, никаких реальных бумаг с осуждением СВО, Путина, российской армии или чего-то в этом роде участникам подписывать не потребовалось. Все, что от них было нужно — никаким образом не демонстрировать свою политическую позицию на фоне «конфликта» России и Украины в прошлом или настоящем. Как, собственно, поступает большинство из нас. Мы просто молчим…

Соблюдение этих условий открывало дорогу в Париж и для гимнастов, и для пловцов, и для борцов и дзюдоистов. Было при этом важное условие — не иметь формальной связи с силовыми структурами — то есть ЦСКА и «Динамо», пускай их принадлежность к силовикам очень условна. Но формально погоны и звания там есть — значит, на Игры путь закрыт. Однако погоны и звания не у всех. А федерации стали отказываться от участия поголовно и единогласно. Так же как в 1984 году все советские спортсмены единогласно не хотели ехать в Лос-Анджелес, хотя фактически никто их не спрашивал и выбора у них никакого тогда не было. 

С выбором сложно и сейчас. Если ты хочешь остаться частью системы, сохранить и обеспечение в сборной, участвовать во внутренних соревнованиях и получать призовые.

Но если у советских спортсменов фактически не было даже дороги в эмиграцию, то у российских спортсменов выбор (хоть и очень трудный) существует. И он зависит в первую очередь от личной смелости и личной гордости. Поступить так, как считаешь нужным, а не так, как тебе велели.

Много ли сейчас таких? Пловец Евгений Сомов. Он, впрочем, живет за границей и ему, наверное, проще. С нашей спортивной системой он напрямую не связан. Но связь со страной он не потерял. И его близкие живут здесь, и здесь про него всё и услышат. Пловчиха Юлия Ефимова тоже давно гражданка мира, реальная звезда. И благодаря своей популярности зарабатывает достаточно, чтобы не бояться потери ставки в каком-нибудь российском регионе. Впрочем, Ефимова пройти отбор на Игры не смогла уже чисто по спортивному принципу, ее лучшие годы прошли. А Евгения Чикунова — «актуальная» суперзвезда и мировая рекордсменка. 

Евгения Чикунова. Фото: Егор Алеев / ТАСС

Уровень ее результатов таков, что ей нужно было просто приехать и не утонуть в бассейне — золото никуда от нее не делось бы. Но 20-летняя девушка говорит шаблонные патриотические фразы, в душе надеясь, что эти Игры для нее — не последние. Только кто знает, какой она будет через четыре года. А главное, кто поручится, что исчезнут через четыре года причины, по которым Россия оказалась в «бане»?

Готов ехать в Париж борец Шамиль Мамедов. Один из всей борцовской команды. Федерацию борьбы возглавляет Михаил Мамиашвили — сам легендарный чемпион. В сентябре он говорил: «Олимпиада — ключевое событие в жизни спортсмена. Если он согласен ехать туда на условиях МОК — пусть едет. Это выбор каждого человека».

Потом он говорил снова: «Если наши «партнеры» категорически не хотят, чтобы мы что-то делали и где-то участвовали, разве это не знак, что нам надо это делать? Надо костьми лечь, но там быть».

А вот как теперь он говорит — про согласие Мамедова на условия МОК, после того, как остальные борцы якобы единодушно от поездки отказались: 

«Если это окончательно подтвердится, получается, решение команды для него веса не имеет. Как только он окончательно примет решение, в ту же секунду станет нейтральным спортсменом, соответственно, флаг ему в руки, а флаг там понятно какой».

Не забыв добавить, что места наших атлетов там займут всякие трансгендеры и меньшинства. Ну да… Сильного, властного и гордого Мамиашвили сломали — что ж говорить про ту же 20-летнюю Чикунову, которая плавает лучше всех в мире, но о самом этом мире имеет представления хуже, чем большинство ее сверстников, живя на бесконечных сборах и не видя ничего, кроме тренировок за государственный счет? Хотя каноистка Олеся Ромасенко проделала тот же путь. Но сама напрямую связалась с МОК и приняла приглашение в Париж.

Олимпиада-2020 в Токио. Олеся Ромасенко. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

В истории Олимпиады уже был яркий пример участия вопреки. И это была наша, московская Олимпиада. Которую бойкотировали десятки стран. Но, невзирая на мнение своих правительств, в Москву под олимпийским флагом приехали выступить британцы, итальянцы, бельгийцы, голландцы, датчане, французы, португальцы. Они показали, что остаются спортсменами в любой ситуации и имеют право на свой выбор и на другую точку зрения, чем у их властей. И когда они вернулись домой с медалями, люди все равно встретили их как национальных героев.

Думаю, что в итоге и наших атлетов встретят нормально. А правительство Петербурга так просто уже пообещало премии «нейтральным» спортсменам из города на Неве. Другое дело, что команда наша такая малочисленная, что любая медаль — тем более золотая — станет грандиозным успехом. Но в первую очередь успехом того спортсмена, который ее завоюет.

P. S.

Российские каналы не будут транслировать Олимпийские игры. Отказались это делать и киноплатформы. Например, пресс-служба Okko, которая только что показывала матчи Евро-24, объяснила, что не будет показывать Игры из-за отстранения российских атлетов.