18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ И «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА И «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА».
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ И «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА И «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА».
Цифры таковы.
Эта картина мало изменилась с декабря 2023 года, когда поддерживали или скорее поддерживали продолжение СВО 49% опрошенных, а за переговоры выступали 53%.
Явное большинство россиян (по данным опроса — 71%) полагает, что дела в стране идут в правильном направлении.
Эта цифра тоже мало меняется в последние месяцы.
В свою очередь, 17% опрошенных считают, что страна движется по неверному пути, и 13% затруднились с ответом.
Наконец, те же 71% респондентов поддержали бы решение Путина, если бы «на этой неделе» он решил прекратить конфликт с Украиной (в октябре 2023 года таких было 70%).
Правда, если бы он решил прекратить конфликт при условии возвращения присоединенных территорий, его поддержали бы лишь 30% (в октябре 2023 года — 34%).
Еще есть результаты апрельского опроса ВЦИОМ, согласно которым 60% граждан в целом устраивает внешняя политика (17% в целом не устраивает) и 49% опрошенных в целом устраивает внутренняя политика (20% не устраивает). В течение года, по данным ВЦИОМ, эти показатели почти не менялись.
Поддержка большинством идеи переговоров (и поддержка явным большинством гипотетического решения президента об окончании конфликта) показывает, с одной стороны, очевидную усталость общества от происходящего, а с другой — очевидное желание, чтобы решение приняли «наверху».
Опросов о том, готовы ли сами граждане к каким-либо шагам ради прекращения огня и переговоров, социологи не проводят. Тем более что публичные акции большей частью запрещены, а за любые неосторожные слова, не говоря о делах, вполне может «прилететь» в рамках нынешних репрессивных законов…
Ну а как у нас «наверху»?
Что называется, все сложно.
С одной стороны, на словах демонстрируется готовность к переговорам: Владимир Путин время от времени об этом упоминает.
С другой стороны, эта готовность все время сопровождается недвусмысленными оговорками о том, что надо «исходить из сегодняшних реалий, сложившихся на земле» (Путин на недавней пресс-конференции в Минске). Читай: исходя из сегодняшней «линии соприкосновения». А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и вовсе заявляет, что «президент неоднократно говорил о том, что он готов к переговорам, но переговоры для того, чтобы достичь те цели, которые мы сейчас достигаем посредством специальной военной операции».
Как это понимать? Все те же «денацификация с демилитаризацией» (о которых и сам президент, заметим, давно не упоминает)? Или имеются в виду какие-то другие цели? Какие? Каким образом их достичь — только военным? Знак вопроса.
В любом случае для реализации мирных планов нужно и встречное движение. Причем не только со стороны Украины, но и других стран, в той или иной форме включенных в конфликт или на него влияющих. Потому что без достижения всеми участниками договоренностей о прекращении огня не будет прочных гарантий переговоров о мире.
Здесь тоже все сложно.
Все больше политиков и общественных деятелей в Европе говорят о бесперспективности надежд на «победу на поле боя». С другой стороны, продолжается эскалация конфликта, включая поставки оружия и снятие ограничений на его применение. Опасность эскалации конфликта очевидна, причем опасность эта включает и ядерную составляющую. На нее много раз указывали, и только что об этом в интервью для РБК напомнил академик РАН, глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН и один из лидеров «Яблока» Алексей Арбатов.
По его словам, альтернативой мирным договоренностям является только эскалация ударов по географии и мощи применяемых средств — вплоть до обмена массированными ядерными залпами. «Это привело бы нынешнюю цивилизацию к гибели, уничтожению в северном полушарии сотен миллионов людей и всего, что там было построено за последнюю тысячу лет. Думаю, эта перспектива никому не по душе. Если произойдет такое несчастье, то немногие оставшиеся в живых, наверное, даже не вспомнят, из-за чего произошла глобальная ядерная катастрофа», — говорит Арбатов.
Последнее, на что нельзя не обратить внимание.
В другом конфликте (причем куда более локальном — на Ближнем Востоке) немалая часть стран мира не устает требовать от Израиля прекратить боевые действия в секторе Газа против террористов ХАМАС, совершивших чудовищное нападение 7 октября 2023 года и официально провозглашающих лозунг уничтожения еврейского государства.
Если бы с такой же энергией и настойчивостью те же страны требовали прекращения огня и мирных переговоров (которых без прекращения огня быть не может) в Украине, думается, соглашение о нем могло быть подписано. И мы перестали бы каждый день получать вести о новых жертвах и разрушениях.
Некоторые оценки и выводы обозревателя могут не совпадать с мнением редакции. Так же стоит пояснить, что тональность формулировок текста и его акценты сильно ограничены действующим российским законодательством.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}