Колонка · Общество

Пятая коронация

Даже трудно себе представить, что к присяге в мае 2030-го будут приводить кого-то другого, а не того, к присягам кого мы привыкли

Инаугурация Путина в 2012 году. Фото: ИТАР-ТАСС / Алексей Дружинин

Удивительно еще, что 7 мая не объявлено каким-нибудь праздником. Но может быть, все еще впереди?

Впервые Владимир Путин принял присягу в качестве Президента России 7 мая 2000 года. Это был еще прошлый век и даже прошлое тысячелетие. Потом Путин давал клятву во второй раз в 2004-м, в третий раз в 2012-м, в четвертый раз в 2018-м. И всякий раз это было тоже 7 мая. И вот теперь, 7 мая 2024 года, Владимир Путин принесет присягу в… какой по счету раз? В пятый? Но сроки же обнулились. И по обновленной «напеньковой» Конституции, он имеет право быть президентом не более двух сроков подряд, и сейчас как раз начинается первый по новому стилю.

Впрочем, особо циничные господа вообще полагают, что срок идет уже шестой, и клятва, которую, положа руку на Основной Закон, давал тоже 7 мая, но 2008 года Дмитрий Медведев, была дана не столько многонациональному народу России, сколько его Национальному Лидеру. Клятву Медведев сдержал, и в 2012 году провел «рокировочку», вернув президентское кресло его истинному владельцу.

Инаугурация 2012 года была, к слову, переполнена символами. Путин вернулся в Кремль после зимних митингов-протестов в Москве. Буквально накануне, 6 мая, была та сама Болотная и выросшее из нее «Болотное дело», ставшее развилкой в отношениях власти и несогласных с нею людей. С тех пор — больше никаких компромиссов. С тех пор только пополнялись списки, росли сроки и крепче завинчивалась резьба гаек и болтов.

Некоторых из лидеров «Болотной» уже нет в живых. Человек, против которого они вышли с протестом, — здоров и чувствует себя уверенно и бодро, как, кажется, не чувствовал себя еще никогда!

На следующий день после Болотной была инаугурация. И один из самых символичных эпизодов нашей новейшей истории. Проезд в Кремль кортежа новоизбранного президента по абсолютно, стерильно, оглушающе пустой Москве. В кадре — ни души! 15-миллионный город растворился в пустоте залитых ослепительным солнцем улиц на фоне проезжающей кавалькады машин. У этой сцены был выдающийся постановщик…

Инаугурацию 2000 можно посмотреть в Ютубе. Там Путин в окружении первых лиц тогдашнего государства. Председатель Думы Геннадий Селезнёв. Умер. Председатель Конституционного суда, приводивший Путина к присяге, Марат Баглай. Тоже умер совсем недавно. Кормило власти преемнику передал Борис Николаевич Ельцин. Умер. Огласил результаты выборов и сообщил о победе Владимира Путина глава ЦИК Александр Вешняков. Из всего окружения жив только он и 87-летний Председатель Совета Федерации Егор Строев.

Михаил Горбачев, патриарх Алексий II, первый тренер Путина по дзюдо — и, наверное, его главный в жизни наставник Анатолий Рахлин — всех их тоже нет в живых. Супруга Людмила, слава богу, здравствует, но уже давно не супруга. С 2000 года вокруг Владимира Путина изменилось почти всё, и сменились почти все. Да и он уже не тот 47-летний мужчина, каким был тогда.

Через четыре года Ельцин уже не смог прийти на инаугурацию из-за простуды. Зато пришел вернувшийся в Конституционный суд Валерий Зорькин. Сергей Миронов, над которым принято подтрунивать, как над карликовой планетой в Солнечной системе российской власти, тогда, 20 лет назад, уже стоял во главе Совета Федерации. Вы, наверное, и не помните об этом?

Зато шесть лет назад, в 2018 году, на формально ключевых постах в государственной иерархии были все те же персоны, что теперь: Матвиенко, Володин, Зорькин, Памфилова, патриарх Кирилл. Будут они на месте в Кремле и 7 мая 2024 года. А может быть, будут и 7 мая 2030 года — во время следующей инаугурации.

Сегодня даже трудно себе представить, что к присяге в мае 2030 года будут приводить кого-то другого, а не того, к присягам кого мы все настолько привыкли.

Привыкли до такой степени, что возникает вопрос: а надо ли? Королей, императоров, царей коронуют один раз — и навсегда. Им не требуется перекороновываться раз в шесть лет или еще с каким-то промежутком. Царь есть царь! Но ведь и в нашей стране глава государства всегда был царем, как бы формально ни называлась его должность и каким бы способом он ни пришел к власти — по наследству, с помощью переворота, революции или выборов. Царскими были полномочия, царским было отношение подданных.

В 2000 году Путин набрал 52%. В 2024-м — 87%. В 2030-м — будет за 90%. И при таких цифрах есть ли нужда «выбирать», когда выбор очевиден и с этим выбором согласны практически все. Мало ли примеров, когда вместо выборов назначают референдум и объявляют человека, еще недавно числившегося выборным президентом, пожизненным главой государства? Так зачем тратить народные деньги и народное время на проведение процедуры, которая утратила всякий смысл — причем утратила давно?

В нашем народе крепка вера в то, что другого пути нет. Что иного лидера быть не может. Что власть царя — от Бога. Что Ивана Грозного, что Петра I, что Сталина, что теперешнего Путина. Говорят, что в России больше нет ни одной кошки или собаки, родившихся до Путина. Но не так долго осталось ждать до того дня, когда родившиеся при Путине люди станут потихоньку выходить на пенсию. Если к тому моменту не выдадут ему безлимитный мандат, то мы просто собьемся со счета, вспоминая все инаугурации, а на самом деле коронации. Сейчас нас ждет пятая. Привычная рука ляжет на переписанную Конституцию. Прозвучит Гимн, переписанный уже то ли трижды, то ли четырежды. Все меняется и при этом все как будто застыло на месте и во времени.

Только странно ощущать, что сам ты сегодня уже старше Путина не только образца его первой, но и второй инаугурации. А ведь между им и тобой разница в двадцать лет. И есть полное ощущение, что лично твое время бежит гораздо быстрее и бежит неизвестно куда.