Когда говорят о судьбе народа, то, как правило, опираются на какую-либо из двух основных философско-исторических концепций.
- С одной стороны, есть эссенциализм, согласно которому всякий народ имеет свою исключительно уникальную и врожденную судьбу, сущность, предназначенность. Эту сущность (эссенцию) он реализует в своей истории и в принципе даже не имеет возможности слишком далеко от нее отклоняться. Высшее назначение народа в том, чтобы без остатка ей принадлежать, стать ее живым и поучительным воплощением.
- С другой стороны, есть конструктивизм. Здесь народ не имеет никакого изначального предназначения и собирает, конструирует себя в процессе ответов на те исторические вызовы, что время от времени перед ним появляются. Судьба лишена какой-либо «уникальной миссии». Она складывается лишь из тех ответов, на которые люди способны на конкретном отрезке времени и пространства. Нет эксклюзивной «высшей цели», но есть свобода выбора и способность к импровизации.
* * *
Самые расхожие, мейнстримные взгляды на российскую историю выстроены по образцу однозначной эссенциальной концепции. Есть предназначенная судьбой централизация народа и предназначенная его «особость», связанная с исключенностью из основных мировых идентичностей: не Запад и не Восток, не Европа и не Азия. Из этого складывается традиционный российский исторический «позитив». Если говорим про Россию, значит, всегда говорим про «единство» и про «особый путь». Это всегда неизменно и всегда «хорошо».
Но что, если эту традиционную, как бы по умолчанию вшитую в культурный код идею о российской «особой централизации» рассмотреть не как нечто врожденное и неизбежное — а, напротив, как нечто рукотворное, сконструированное и поставленное на конвейер воспроизводства, который не дает особых сбоев не потому, что «судьба», а исключительно в силу инерции? Может быть, так оно и есть.