Говоря о том, что мы знаем или можем знать о российском государстве сегодня, стоит начать с непопулярного мнения, что с момента появления Российской Федерации уровень открытости государства неимоверно вырос. В течение как минимум пары десятилетий информационное неравенство в доступе к официальных данным снижалось, публичной информации становилось больше, появлялись законы, определяющие раскрытие официальных данных, порталы открытых данных, системы раскрытия информации и многое другое. Значительная часть государственной информатизации в России обеспечивала не только закрытый, но и публичный контур доступа к сведениям через многочисленные государственные информационные системы. А в некоторых областях, например, в части государственных финансов, Россия была одним из лидеров раскрытия информации и занимала высокие позиции в таких рейтингах, как Open Budget Index.
Можно сказать, что был пройден большой путь по открытости власти, и не признать его невозможно. Многие развивающиеся страны только-только вступают на него, а многие развитые страны достигли меньшего, чем можно было бы ожидать. В то же время не всегда в основе этого пути были благие намерения, и открытость в одном компенсировалась крайней закрытостью в другом.
Что же было в основе доступности публичной информации?
Во-первых, довольно долгие попытки российских властей по интеграции в западный мир и западную культуру как в перенимании зарубежных практик коммуникации с гражданами, бизнесом и общественными институтами, так и в присутствии в таких структурах, как G8 и в попытках вступления в ОЭСР и другие международные объединения.
Во-вторых, огромные инвестиции в информатизацию и то, что сейчас называют цифровизацией государства. Даже с оговоркой на неэффективность, нецелевое распределение государственных ресурсов и общее невысокое качество госуправления были созданы сотни крупных государственных информационных систем, а общие расходы государства на ИТ были более чем велики.
В-третьих, общая публичная риторика об открытости власти и «декларативная демократия» предполагали доступность очень многих сведений для широкого круга пользователей. До сих пор, несмотря на многие, резко ухудшающие общую среду события последних лет, в системе госуправления были и остаются люди убежденные, что они работают для граждан и что открытость — это немаловажная часть их работы.