Если судить по высказываниям представителей властных и провластных структур, во взаимодействиях государства и гражданского общества тишь да гладь да божья благодать. Так, председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной думы Ольга Тимофеева рассказала об итогах работы комитета в 2023 году: «Нам удалось серьезно донастроить законодательство об НКО и волонтерах. Как раз к Дню волонтера, в конце ноября, был принят большой закон о ресурсных центрах добровольчества, о работе платформы «Добро.РФ», новых мерах поддержки: единый нагрудный знак, возмещение расходов на медсправки и обучение. Делаем все, чтобы как можно больше людей подключались к добровольчеству. Кроме того, дана возможность органам власти помогать социальным НКО с сайтами, предоставлять им защищенный хостинг. Это касается волонтерских и других социально ориентированных патриотических организаций, которые подвергаются хакерским атакам».
А в Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, раздел НКО: новые реалии — новые решения начинается словами: «В условиях новой санкционной реальности некоммерческий сектор столкнулся с рядом сложностей и вынужден был перестраивать траектории развития, пересматривать приоритеты работы. Тем не менее большинство некоммерческих организаций и благотворительных фондов в 2023 году продолжили принимать активное участие в решении социально важных задач. Принятые государством в 2023 году меры по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность НКО, включая расширение грантовой поддержки, способствовали дальнейшему устойчивому развитию некоммерческого сектора, следствием которого стал рост числа реализованных общественно значимых проектов».
Темы «иностранного агентства» и нежелательных организаций здесь не затронуты совсем. И это при том, что:
- на конец 2023 года в реестре «иностранных агентов» значились 549 юридических лиц, имеющих самое прямое и непосредственное отношение к российскому гражданскому обществу;
- с того момента, когда власти обзавелись этим реестром и до конца 2023 года туда было внесено 742 «агента», а исключено 193, и в том, что касается НКО, большей частью в связи с ликвидацией, в том числе и с ликвидацией в 2023 году;
- в 2023 году теме «иностранного агентства» в целом и «иностранного агентства» НКО в частности российские власти практически всех уровней (от федерального до муниципального) уделяли большое и неослабевающее внимание;
- в «Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации», в 2023 году были внесены 56 организаций (+77,78% к прошлому составу «Перечня»).
Это сколько старания надо было приложить, чтобы все эти властные активности не разглядеть!
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Зато Общественная палата сделала вывод, что «в Российской Федерации создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению». Это при том, что все, кто реально занимался наблюдением за выборами, а не его имитацией, либо отстранены от наблюдения путем навешивания ярлыка «иностранного агента», как то же Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос»*, либо вытеснены из страны, либо под надуманными предлогами и по сфабрикованным обвинениям отправлены под арест, как, например, сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. В общем то, о чем Общественная палата в своем докладе предпочла умолчать, гораздо существеннее и красноречивее всего того, о чем она звонит во все колокола.
Для понимания того, что происходит с третьим сектором, посмотрим информацию о зарегистрированных некоммерческих организациях, содержащуюся в реестре НКО Министерства юстиции. На сегодня зарегистрированы 215 434 НКО, а исключено — 334 661. Исключенных в 1,55 раза больше, чем числящихся в живых. С учетом того, что реестр НКО существует менее 20 лет, тот факт, что из 550 095 НКО, когда-либо внесенных в реестр, 60,83% «почили в бозе», говорит о том, что существующую среду вряд ли можно считать благоприятной для появления и развития НКО/НГО. Некоммерческие организации разные, занимаются разными темами в разных сферах. Наибольшие потери понесли организации, помогающие заключенным: в реестре осталось три, исключены — 26.
Очень не любит современная власть слова «либерал» и «демократ». Из организаций, в названии которых присутствуют эти слова, осталось в живых 439, ликвидированы (самоликвидированы) 2805.
НКО, занимающиеся гендерными проблемами, в том числе феминистские, понесли тяжелые потери, их осталось всего семь, исключены из реестра 36. Боюсь, что после судьбоносного решения Верховного суда о признании экстремистским «международного общественного движения ЛГБТ», в котором, в частности, говорится: «Участников движения объединяет… специфический язык (использование потенциальных слов-феминитивов…), эти организации исчезнут совсем.
Среди маркирующих себя как правозащитные НКО: зарегистрированных — 375, исключенных — 887. Самые невосполнимые потери в этой сфере:
- октябрь 2019 года. Верховный суд Российской Федерации ликвидировал движение «За права человека»* как юридическое лицо;
- 28 февраля 2022 года. Апелляционная коллегия Верховного суда отказала в удовлетворении жалобы «Мемориала»* на решение Верховного суда о ликвидации организации;
- 24 января 2023 года. Сахаровский центр* получил письмо московского Департамента городского имущества о прекращении договоров аренды на все помещения;
- 28 апреля 2023 года. Первый апелляционный суд общей юрисдикции признал законным ликвидацию Московской Хельсинкской группы (МХГ);
- 6 марта 2023 года. Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность в России международной организации Transparency International. 29 сентября 2023 года Российское отделение Transparency International самоликвидировалось.
Восхищает судьба межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток»*. После того как в январе 2015 года Минюст России включил организацию в реестр «иностранных агентов», организация самоликвидировалась три раза и вновь возрождалась, как птица Феникс, под новым названием.
Сами же россияне видят следующие задачи для развития гражданского общества в современной России: расширение прав и свобод, внедрение программы гражданского воспитания в систему образования, повышение качества коммуникации между гражданами и органами власти.
Власти, не поддерживая низовой активизм, разработали такую управляемую форму гражданского активизма, как общественно-консультативные советы при органах государственной власти (прежде всего, при органах исполнительной власти), при органах местного самоуправления, а также при конкретных персоналиях власти и управления. Данная форма псевдообщественных объединений получила законодательное закрепление как на федеральном, так и на региональном уровне. Власти декларируют широкое распространение таких советов для обеспечения открытости деятельности органов власти и управления в целях повышения качества государственных и муниципальных услуг гражданам. В реальности такие советы чаще всего являются чисто формальными объединениями граждан, в которые привлекаются лояльные власти люди, в том числе из бизнеса и государственных институций. Эти советы в основном одобряют все, что делают органы власти и управления, при которых они созданы. Таким образом, демонстрируется солидарность государства и гражданского общества
Если же посмотреть на факторы, которые наиболее влияют сейчас на российские общественные организации, то можно отметить следующее.
- Во-первых, на развитие НКО влияет тот конкретный регион, в котором они зарегистрированы, а именно: экономическая ситуация, географическое положение, демография и другие факторы.
- Во-вторых, очень важна известность некоммерческих организаций и их инициатив в городе, селе или поселке, в которых они работают.
- В-третьих, отсутствие достаточного объема финансирования. Особенно серьезно этот фактор сказался на НКО, получавших поддержку из-за рубежа. С принятием законодательства об «иностранных агентах» многие организации отказались от иностранной поддержки, тем более от сотрудничества с так называемыми «нежелательными организациями», поскольку это влечет за собой уголовную ответственность.
- В-четвертых, как бы сказать помягче, неэффективная законодательная база для общественных организаций. Законодательство в этой области постоянно делит НКО на категории, пытаясь столкнуть их лбами при получении поддержки от государства. Сначала выделение «иностранных агентов» и ограничение их в правах по отношению к остальным НКО. Затем отделение социально ориентированных НКО от остальных организаций. И, наконец, появление некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг — это социально ориентированные некоммерческие организации, не являющиеся «иностранными агентами».
Более трети НКО ожидают, что в ближайшие полгода ситуация в их организации станет хуже. Причины — снижение финансирования и поддержки бизнеса, рост цен. Финансовая устойчивость — важная составляющая жизнедеятельности НКО.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Просматривается тенденция со стороны власти по уничтожению еще существующих некоммерческих организаций, имеющих статус «иностранного агента», путем наложения на них огромных штрафов за якобы нарушения законодательства, например, немаркировку конверта, направляемого в Министерство юстиции, плашкой «иностранного агента». Попробуйте разместить на конверте 24 слова этой плашки.
Госдума приняла в третьем чтении закон, запрещающий гражданам и бизнесу размещать рекламу на информационных площадках «иностранных агентов». Прежде всего под действие принятого законопроекта подпадут топовые блогеры. О приостановке своей работы уже заявила Катерина Гордеева*. Юрий Дудь* может потерять до 70% от своих рекламных доходов. Этот закон значительно уменьшит получение гражданами качественной информации.
НКО, наблюдающие за выборами, ставят перед собой цель — выяснить, честными ли они были. В этот раз, когда все кандидаты, ратующие за «мирную повестку», к выборам допущены не были, реальный интерес к этому мероприятию был окончательно потерян. Показать, что Путин — не наш кандидат, можно, придя на избирательные участки 17 марта в 12.00. Это одно из немногих мероприятий, которое может вывести общество из летаргического сна. А то, что не все дремлют, показали очереди к штабам несостоявшегося кандидата в президенты Б.Б. Надеждина, а также огромные очереди москвичей и не только, пришедших проститься с Алексеем Анатольевичем Навальным. Есть надежда, что гражданское общество не ударит в грязь лицом и 17 марта.
Ну и сегодняшние реалии: в 2023 году произошли изменения в части сроков, порядка взаимодействия работодателей с военкоматом, существенно увеличены размеры штрафов за нарушения в области воинского учета. Это касается и представителей некоммерческого сектора. Особенно важно об этом помнить в период некоей неопределенности в области мобилизации граждан. Общество очень внимательно и настороженно следит за возможностью ее повтора.
Какие изменения в общественной жизни принесет 2024 год, предсказать сложно. Но то,
что касается отношения государства к гражданскому обществу в целом, думается, у власти сейчас нет другого выхода, чем усиливать репрессии. Нравится — не нравится…
Наталья Евдокимова
* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68