По состоянию на осень 2023 года российское правовое поле выглядело удручающим. Его главные особенности — законодательство, все больше и больше затрудняющее реализацию конституционных прав и свобод граждан, разрушение принципа правовой определенности, позволяющего разумно предвидеть последствия своих действий, и введение механизмов внесудебной дискриминации в правах в случае получения «иноагентского» статуса.
Все в стойло
Вопреки статье 18 российской Конституции о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», последовательно принимаются законы, направленные не на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а на максимальное усложнение их реализации, вплоть до полной ее невозможности. При этом судебная власть, как правило, наказывает не тех, кто нарушает права граждан, а тех, кто пытается этими правами воспользоваться.
Так, право на свободу мысли и слова и свободное выражение мнений и убеждений, гарантированное статьей 29, ограничено (если не сведено к фикции) репрессивными законами о наказании за «дискредитацию Вооруженных сил» и «фейки об армии», принятыми в марте 2022 года.
По сути, эти законы криминализуют инакомыслие и карают граждан за несогласие с позицией власти по вопросам, связанным со специальной военной операцией. Эта позиция объявляется заведомо верной, а все, что с ней не совпадает (или ей противоречит), объявляется заведомо ложным и подлежащим наказанию при публичном высказывании.
Тысячи человек подвергнуты наказанию за «дискредитацию», сотни или осуждены, или ждут суда по статье о «фейках», а Конституционный суд России не видит в этом ничего, расходящегося с Конституцией, объявляя государство самостоятельной конституционной ценностью.
Что касается права на свободу мирных собраний, то федеральные и региональные законы также максимально усложняют его реализацию, де-факто превращая уведомительный порядок проведения публичных акций в разрешительный.
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
В случае «несогласованных» акций надежды на правосудие оказываются тщетными. Суды рассматривают все, что написано в протоколах о задержании, как доказательства, «не доверять которым у суда нет оснований» и «критически» оценивая доводы защиты: оправдания рассматриваются как заведомо ложные показания, продиктованные стремлением уйти от заслуженного наказания.
В такой же степени ограничено (а то и превращено в фикцию) конституционное право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными. Избирательное законодательство усложнено таким образом, чтобы затруднить для граждан право быть избранным. Почти невыполнимы процедуры, связанные с выдвижением и регистрацией путем сбора подписей, что дает возможность «отсечь» от выборов любую неугодную партию или кандидата. На выборах губернаторов введен «муниципальный фильтр», ставший непреодолимым барьером даже для тех кандидатов от оппозиции, чья поддержка в регионах не могла подвергаться сомнению.
Постоянно вводятся новые ограничения, касающиеся предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании и другие, требующие от кандидатов выполнения огромного числа бюрократических формальностей, за нарушение которых можно поплатиться отстранением от выборов.
Разрушение принципа правовой определенности наиболее ярко иллюстрируется практикой применения законов о «дискредитации» и «иностранных агентах». Почти все, что угодно, — по желанию полиции и суда — можно объявить «дискредитацией Вооруженных сил», вплоть до заповеди «Не убий», призывов к миру и других, не содержащих никаких упоминаний ни о специальной военной операции, ни о Вооруженных силах. В этой ситуации граждане не могут прогнозировать безопасное для себя поведение и оценивать правовые последствия своих действий и публичных высказываний. В свою очередь, попасть в список «иностранных агентов» можно фактически произвольным образом. Министерство юстиции РФ, выкладывая «пятничные» списки новых «иноагентов», указывает в качестве основания для включения в список то, что может не нравиться властям, но не предусмотрено законом. Сообщается, что имярек:
«выступал против специальной военной операции на Украине, принимал участие в создании и распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике».
Между тем ни одно из этих оснований по Федеральному закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» не является основанием для внесения в реестр «иноагентов». Однако де-факто списки пополняются, и это влечет за собой множество поражений в правах, в том числе в избирательных, которые налагаются во внесудебном порядке (достаточно, чтобы чиновник Минюста поставил соответствующую «галочку» против неугодного, включив его в реестр).
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Стоит отметить еще два важных момента.
- Первый — это законодательство, непрерывно подгоняемое под нужды СВО. И речь не только о социальной защите, выплатах, льготах и преференциях и не только о федеральном бюджете, который «милитаризован» в максимальной по сравнению с предыдущими временами степени. Но и о законодательстве о призыве с механизмом «электронных повесток», которые считаются врученными через неделю после отправления адресату независимо от того, получил он повестку реально или нет. После чего начинаются ограничения в правах, изящно названные в законе «мерами обеспечения явки в военкомат»: запрет на выезд за границу, запрет на вождение автомобиля и запрет на операции с недвижимостью.
- И второй момент: при формальном отсутствии введения военного положения в целом (только на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) в остальных регионах введен или «средний уровень реагирования», или «уровень повышенной готовности», или «уровень базовой готовности», а губернаторам предоставлено право фактически ограничивать целый ряд прав граждан своими указами или постановлениями.
Почему все так? Какие факторы определяют сжимание правового поля? Фактор, собственно, один: указания президентской администрации, ибо правом в нынешней России является воля президента, оформленная Госдумой в виде закона.
Никакого самостоятельного поведения российский парламент себе позволить не может, и не для того он сформирован при полном отсутствии оппозиции. Если кто питает иллюзии на этот счет, полезно посмотреть,
как все думские фракции голосуют за ключевые репрессивные и политические законы — неотличимы до степени смешения, отдельные «фиги в карманах» от «Новых людей», не участвующих в отдельных, политически малозначимых голосованиях, картины не меняют.
При этом существуют — и время от времени вносятся — инициативы отдельных депутатов или групп, как правило, направленные на новые запреты и репрессии и имеющие своей целью демонстрацию преданности и «засветку» в публичном пространстве, а не прохождение закона. Такие инициативы могут носить даже более свирепый характер, чем традиционные «кремлевские» проекты, которые, как правило, вносит президент и правительство или «статусные» депутаты, возглавляющие ключевые думские комитеты.
Дальше — не лучше
В последнее время законотворчество, сужающее свободы граждан, заметно активизировалось.
- Так, внесены изменения в закон о гражданстве (действие началось с конца октября 2023 года), которые позволяют в ряде случаев лишить «приобретенного» гражданства за совершение «действий, создающих угрозу национальной безопасности» страны, а также за совершение преступлений примерно по шестидесяти статьям УК РФ, в том числе статьи 207.3 (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил России), статьи 280.3 (публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил России) и статей об ответственности за экстремистскую или террористическую деятельность. Заметим, что в статье 6 российской Конституции прямо написано, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения и что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. То есть лишить гражданства — в том числе за уклонение от военной службы и участия в СВО — в принудительном порядке невозможно.
Но никаких попыток оспаривания этого положения в Конституционном суде не замечено. А в случае оспаривания результат легко предсказуем
- Принят закон о полном запрете рекламы на ресурсах «иностранных агентов» — пополняющий собой дискриминационное законодательство в этой сфере. На практике это уже привело к закрытию или переформатированию ряда известных медиаресурсов, которые нуждаются в рекламе для своей работы и при этом находятся в России.
- Для иностранных граждан введен запрет использовать институт суррогатного материнства на территории России. Введено обязательное получение российского гражданства детьми, рожденными суррогатными матерями для иностранных родителей до вступления этого запрета в силу. Суррогатные матери, вынашивающие ребенка на территории России, должны будут иметь российское гражданство.
- Принят закон о возможности конфисковать имущество, «если оно использовалось для финансирования преступной деятельности», у осужденных за такие преступления, как распространение «фейков об армии», публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, и к введению санкций против России, содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не состоит, и реабилитация нацизма.
- Запрещено распространение материалов, пропагандирующих «нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения», как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых. Также запрещена «пропаганда смены пола» (сами по себе трансгендерные переходы были запрещены ранее, в июле 2023 года).
- Наконец, Верховный суд принял решение о признании экстремистским «международного движения ЛГБТ» — при полном отсутствии доказательств существования этого «движения». Это де-факто ставит под угрозу почти любые действия, связанные с защитой прав ЛГБТ-людей.
Если заглядывать в поле прогнозов, то в ближайшие полгода влиять на российское правовое поле будет большей частью ситуация в зоне боевых действий: если она будет ухудшаться для российской стороны, не исключены новые законы, криминализующие любое несогласие с происходящим и поражающие в правах тех, кто это несогласие выражает.
Выборы в этом плане могут разве что сыграть роль некоего «разделительного барьера»: до них старались не предпринимать «резких движений», несмотря на полную уверенность властей в результате. После них — учитывая, что результат постараются «оформить» как подавляющее преимущество действующего президента, — возможно практически все что угодно, со ссылкой на почти всеобщую поддержку.
Скорее всего, продолжат постепенно «закручивать гайки», сокращая пространство гражданских свобод и одновременно — расширяя поддержку тех, на кого власть опирается. Это не только участники СВО (уже названные источником новой элиты), но и силовые структуры и чиновники.
Более точные прогнозы давать трудно, учитывая один «источник трансформации». Тем не менее не исключено — по аналогии как это произошло с пенсионной реформой и поправками к Конституции после выборов 2018 года, — что попытаются запустить какие-то системные изменения.
В первую очередь — перекройку Конституции (точнее, принятие новой), где можно будет избавиться от всего, что связано с концепцией прав человека (которые признаны «нарушающими наш суверенитет») и запретом на установление государственной идеологии.
Этот материал входит в подписку
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68