В 2004 году редакция программы «Намедни» на НТВ выпустила репортаж о второй инаугурации Владимира Путина. «О презентации власти — подлинной и мнимой» — представил сюжет Леонид Парфенов. Мнимость, очевидно, состояла в том, что схожесть путинского «венчания на президентство» с парадом юнкеров на Соборной площади Кремля перед Александром III из фильма «Сибирский цирюльник», подмеченная автором репортажа Алексеем Пивоваровым (признан «иноагентом»), хотя и бросалась в глаза, но вряд ли воспринималась как предвестник нового русского абсолютизма.
Однако спустя 20 лет церемония, за предельно кинематографическую телеверсию которой отвечало руководство Первого канала, выглядит как один из ранних примеров эксплуатации Кремлем исторических параллелей для увеличения собственного символического веса. И если в 2004-м для подобных целей властям хватало кавалерийского эскорта и «Славься» Михаила Глинки (причем без упоминания «господом данного царя-государя»), то к 2024-му эта тенденция потребовала полного переосмысления постсоветской истории России. Ведь «подлинность» власти и вправду затруднительно утвердить через одни только робкие оммажи императорским торжествам — для этого нужен идеологический фундамент посолиднее.
Например, опошление и унижение фигур, в недавнем прошлом занимавших высшие государственные посты. И до 2022 года кремлевская пропаганда без особого восторга описывала периоды становления новой страны — перестройку и «лихие девяностые», — удобно противопоставляя времена лишений наметившейся в начале 2000-х стабилизации. Но к Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину официоз все же старался относиться с некой почтительностью, пусть и прохладной.
Этот относительно нейтральный подход утратил актуальность два года назад, когда Владимир Путин в обращении о признании «ДНР» и «ЛНР», не называя имен, обвинил команду президента СССР в «популистской болтовне о демократии и светлом будущем» и развале «исторической России». А впоследствии выступил с серией схожих речей и отдельных заявлений, чья суть сводилась к тому, что