Президент озвучил в своем послании к российскому народу нечто новое и принципиальное: готовьтесь к смене элит. На места в управлении государством — что до сего дня занимали представители большого бизнеса, профессиональные чиновники, технократы и лояльные «народные избранники» — придут новые люди. Новая элита. Это — участники сегодняшних военных действий. Те, кто хорошо понимает прежде всего в трех вещах: следовании уставу, владении оружием и безусловной верности верховной власти. Очевидно, теперь эти три вещи и должны стать для государства российского образующими.
Первая мысль, первая аналогия, которая возникает после услышанного: вот он, наконец-то и официально объявленный феодализм. Военное сословие провозглашается абсолютно привилегированным классом, «новым дворянством», а страна переходит к ремейку традиционной исторической формации — к «новому средневековью».
Однако нет. С учетом как сегодняшних, так и прежних российских исторических реалий — сходства с классическим «средневековьем» и классическим «феодализмом» можно не ждать. Аналогию намеченным в послании переменам следует искать или в гораздо более отдаленных, архаических временах человечества, или же в том альтернативном известному европейскому феодализму укладе социально-политического бытия, что именуется «азиатским типом государственности».