Игорь Барышников, 65-летний активист из городка Советск Калининградской области, был осужден на семь с половиной лет колонии за публикации в социальных сетях, которые обвинение посчитало «заведомо ложной информацией в отношении Вооруженных сил Российской Федерации».
До приговора Игорь Барышников находился под подпиской о невыезде: он ухаживал за своей пожилой мамой, которая была прикована к постели — кроме него, никто не мог ей помочь.
Во время суда в феврале 2023 года у Барышникова обострилось его хроническое заболевание — аденома предстательной железы, и ему был установлен катетер. Кроме того, врачи, проводившие медицинские исследования Барышникова, нашли онкологию. Адвокаты обратились к специалистам, и те представили в суд заключение о том, что у Барышникова имеются заболевания, которые, согласно постановлению правительства № 3, препятствуют его содержанию под стражей. Но суд не принял во внимание заключение врачей и вынес Барышникову практически смертный приговор: его адвокаты уверены, что болезнь не позволит их подзащитному выжить в заключении.
Перед апелляцией на приговор Барышникову было проведено медицинское освидетельствование, которое не подтвердило вердикт независимых врачей необходимости его актировки (то есть освобождения по медицинским показаниям).
Сейчас он в больнице при ИК-8 в Калининградской области.
«Фактически нашего подзащитного приговорили к медленной и мучительной смерти, — говорит Мария Бонцлер, адвокат Барышникова. — Состояние у Барышникова критическое.
Ему необходима срочная операция, в которой ему по-прежнему отказывают. Это приведет к некрозу почечной ткани и к почечной недостаточности. Далее, как известно, скорая смерть».
Игорь Барышников из тюремной больницы ответил на вопросы «Новой». Из этих кратких ответов понятно, насколько ему плохо. Очень тревожно за его жизнь.
— Почему именно против вас в Советске завели уголовное дело по «фейкам»?
— Дело на меня завели, так как я давно был известен как активист, фактически единственный в г. Советске Калининградской области.
— Какие доказательства вашей вины положили в дело?
— Доказательствами по делу являлись скриншоты моих публикаций в сети ФБ** и свидетельские показания лиц, якобы возмущенных этими публикациями, — представителей казачества и коммунистической партии.
— В своем последнем слове вы говорите, что суд проходил в закрытом режиме. По какой причине судья закрыла судебные заседания?
— Судья объявила процесс закрытым внезапно, почти в самом конце, по просьбе прокурора при оглашении и исследовании моих публикаций, которые обвинение посчитало преступными, и, вероятно, судья решила, что они вредно воздействуют на публику и журналистов. Больше процесс не открывали. Слушателям разрешили присутствовать в зале суда только во время оглашения приговора.
— На суде вы говорили, что ваше дело «сфабриковано и сфальсифицировано по образцам 1937 года». Были ли в вашей семье репрессированные родственники?
— Нет, в моей семье не было репрессированных. Моя мама (умерла, когда Игорь Барышников уже находился под стражей после приговора, и ему не разрешили присутствовать на похоронах. — Ред.) была официально признана жертвой Холокоста.
— Расскажите, пожалуйста, как проходят ваши дни в колонии? Сейчас вы в больнице, получаете ли вы необходимое лечение?
— Из тюремной больницы меня уже выписали, жду результатов обследования, еще раз была взята биопсия.
Дни проходят в помещении на 50 человек, очень шумно, нет возможности побыть одному. Это самая главная проблема.
— Удается ли вам все-таки читать? Какие книги вы читаете?
— Сейчас читаю Маркеса и Толстого, очень рад такой возможности, так как в СИЗО с книгами было плохо.
— Что самое трудное в тюремном заключении?
— Самое трудное для меня — это невозможность проходить лечение там, где бы я хотел, и с теми врачами, которых я мог бы выбрать. У меня и моих адвокатов есть основания полагать, что нам не говорят правду, замалчивают истинные результаты моих анализов и даже фальсифицируют их.
Такие подозрения возникли тогда, когда еще шел суд, я был под подпиской и обратился за консультацией к врачу урологу-онкологу из г. Санкт-Петербурга Назарову. Он буквально схватился за голову, когда стал читать медицинские документы, которые я ему показал. Несмотря на врачебную этику, врач открыто сказал, что более безграмотных расшифровок МРТ он не видел никогда. Он сказал, что готов забрать меня лечиться к себе, обещал мне квалифицированную помощь и гарантировал место в отделении. Однако суд меня туда не отпустил.
Сегодня отсутствие срочного и правильного лечения — главная моя проблема. А кроме того, я страдаю от нехватки новостей, от невозможности следить за всеми событиями, которые происходят в настоящее время. Это очень тяжело, ведь я всегда был абсолютно погружен в новостную повестку, очень интересовался политическими новостями и буквально этим жил. Сейчас все не так.
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».
** Компания Meta Platforms Inc., являющаяся владельцем данной соцсети, признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.