При всей специфичности нынешних президентских выборов на них по-прежнему действует механизм наблюдения за голосованием и подсчетом голосов.
И присутствие наблюдателей — несмотря ни на что — является существенным: если даже они не могут помешать возможным фальсификациям, они могут зафиксировать их. Поэтому участие граждан в качестве наблюдателей — один из немногих оставшихся способов выражения их гражданской активности.
Да, практика показывает, что для наблюдателей создают препятствия, мешают им работать, стараются «отсечь» от контроля.
Но очень многие из них в очень непростых условиях продолжают выполнять эту работу и собирать свидетельства «электоральных преступлений». Возможно, не для сегодняшнего дня и даже не для завтрашнего. Но эти свидетельства обязательно понадобятся.
Статус наблюдателей на выборах всех уровней установлен статьей 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Наблюдатель — это лицо, которое имеет право находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов. То есть от начала голосования и передачи «наверх» результатов голосования на участке.
Что может наблюдатель и чего он не может?
МОЖЕТ теоретически довольно много:
- знакомиться со списками избирателей, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, и погашенных бюллетеней;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке «на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей»;
- знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов
- обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию.
- обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
- производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
Да, как уже сказано (особенно в последние годы), наблюдателям от оппозиции чинят всевозможные препятствия. Вопреки закону, не дают знакомиться со списками избирателей (ссылаясь на «защиту персональных данных»), определяют им такие места на избирательном участке, откуда увидеть процесс голосования (а тем паче отметки в бюллетенях при подсчете) почти невозможно, отказываются выдавать копии протоколов, запрещают фото- и видеосъемку. С понятной целью: власти не нужны свидетели нарушений.