Комментарий · Политика

«В условиях, обеспечивающих обозримость»

Можно ли стать наблюдателем на этих выборах? И если да, то — что им позволено

Борис Вишневский, обозреватель, депутат ЗакСа Петербурга

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

При всей специфичности нынешних президентских выборов на них по-прежнему действует механизм наблюдения за голосованием и подсчетом голосов.

И присутствие наблюдателей — несмотря ни на что — является существенным: если даже они не могут помешать возможным фальсификациям, они могут зафиксировать их. Поэтому участие граждан в качестве наблюдателей — один из немногих оставшихся способов выражения их гражданской активности.

Да, практика показывает, что для наблюдателей создают препятствия, мешают им работать, стараются «отсечь» от контроля.

Но очень многие из них в очень непростых условиях продолжают выполнять эту работу и собирать свидетельства «электоральных преступлений». Возможно, не для сегодняшнего дня и даже не для завтрашнего. Но эти свидетельства обязательно понадобятся.

Статус наблюдателей на выборах всех уровней установлен статьей 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Наблюдатель — это лицо, которое имеет право находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов. То есть от начала голосования и передачи «наверх» результатов голосования на участке.

Что может наблюдатель и чего он не может?

МОЖЕТ теоретически довольно много:

  • знакомиться со списками избирателей, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
  • находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
  • наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
  • присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  • наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, и погашенных бюллетеней;
  • наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке «на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей»;
  • знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов
  • обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  • знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
  • носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию.
  • обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
  • присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях;
  • производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Да, как уже сказано (особенно в последние годы), наблюдателям от оппозиции чинят всевозможные препятствия. Вопреки закону, не дают знакомиться со списками избирателей (ссылаясь на «защиту персональных данных»), определяют им такие места на избирательном участке, откуда увидеть процесс голосования (а тем паче отметки в бюллетенях при подсчете) почти невозможно, отказываются выдавать копии протоколов, запрещают фото- и видеосъемку. С понятной целью: власти не нужны свидетели нарушений.

И тем не менее перечисленные права у наблюдателей есть, хотя реализовать их все можно, как правило, лишь при сочетании необыкновенного упорства, терпения и дипломатического мастерства…

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Теперь — о том, чего наблюдатель НЕ МОЖЕТ. Этот перечень не очень велик.

Наблюдатель не может:

  • выдавать избирателям бюллетени;
  • расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
  • заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
  • предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  • принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
  • совершать действия, препятствующие работе комиссии;
  • проводить агитацию среди избирателей;
  • участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Как стать наблюдателем? Заглянем в закон.

Применительно к президентским выборам назначить наблюдателя может зарегистрированный кандидат, выдвинувшая его партия, а также Общественная палата РФ и Общественная палата соответствующего региона. Этим список «направленцев» ограничивается. Ранее направить наблюдателей могло любое общественное объединение — но затем эту норму отменили, что серьезно сократило возможность независимого контроля.

При этом особенно надеяться на наблюдателей, которых направляют общественные палаты, не стоит: практика показывает, что поскольку эти палаты всегда находятся под контролем властей, направленные ими наблюдатели, как правило, не усматривают на выборах никаких нарушений.

Так что для инициативного гражданина, желающего внести свой вклад в увеличение прозрачности и честности выборов, остается только одна возможность стать наблюдателем — это обратиться к какому-либо из зарегистрированных кандидатов.

При этом надо помнить, что для статуса наблюдателя есть ограничения: наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры и члены комиссий с правом решающего голоса.

Если согласие достигнуто, наблюдатель получает письменное направление от кандидата или партии, или доверенного лица кандидата, где указаны данные наблюдателя и номер избирательного участка, куда он направляется. На этом направлении не нужны никакие печати, и оно действительно при предъявлении паспорта. Это направление выдается наблюдателю в день, предшествующий дню начала голосования, или прямо в день начала голосования.

Наконец, полный список наблюдателей, которых назначили партия или кандидат, не позднее, чем за три дня до начала голосования представляется ими в территориальные избирательные комиссии.

Применительно к нынешним выборам ситуация такова: в них участвуют четыре кандидата, три из них выдвинуты политическими партиями (Леонид Слуцкий от ЛДПР, Вячеслав Даванков от «Новых людей» и Николай Харитонов от КПРФ) и один — самовыдвиженец Владимир Путин. При этом «Новые люди», по последней информации, от самостоятельного направления наблюдателей отказались, переложив все на общественные палаты.

Учитывая, опять же, специфику выборов, все это делает не очень простой задачу для инициативного гражданина стать наблюдателем.

Тем не менее, возможности остаются, в том числе это можно сделать через активные и давно работающие «наблюдательские» сообщества. Например, в Петербурге есть такое сообщество — «Наблюдатели Петербурга», у которого налажен огромный опыт направления наблюдателей по договоренности с разными партиями и кандидатами. И поле для приложения сил активных граждан всегда отыщется.