Сюжеты · Спорт

Вечно золотой

40 дней назад ушел из жизни Марио Загалло — единственный четырехкратный чемпион мира по футболу

Андрей Успенский, корреспондент

Недоуменный читатель, возможно, сразу же удивится и возразит: а не сошел ли ты с ума, автор? Ведь всем известно, что единственный и к тому же трехкратный победитель планетарных первенств — это Эдсон Арантис ду Насименту. То есть Пеле. Ну да, Пеле — трехкратный. А Марио Жоржи Лобо Загалло поднимал над головой «Золотую богиню» 4 раза: дважды как игрок и дважды как тренер. И уж без него Пеле вряд ли бы стал трехкратным…

Марио Загалло. Фото: imago sportfotodienst

Сборную Бразилии 1970 года многие считают лучшей командой в истории мундиалей. А сделал ее легендарной именно Загалло… И опять предчувствую возглас возмущения: мол, для таких звезд, как Пеле, Тостао, Ривелино, Жаирзиньо (всех перечислять не буду), тренер был на фиг не нужен. Думать так, безусловно, не возбраняется. Но отрицать важность коуча даже для виртуозных монстров — ошибка. В конце концов, кто-то же должен из двух десятков фокусников выбирать самых-самых?

Вообще, муштровать настоящих гениев мяча, с детства привыкших вытворять диковинные вещи и не привыкших к жестким разносам, — занятие неблагодарное и тяжелейшее. Если в России, как гласит шутливая пословица, в футбол никто не играет, но всякий в нем разбирается, то в Бразилии и мяч гоняют в каждой подворотне, и в размашистых футбольных маневрах и схемах так или иначе фишку рубят все: от школьников до пенсионеров. А уж любое решение тренера национальной «банды» там рассматривают под микроскопом. Игра 11x11 в «Стране диких обезьян» — это религия и культ (матчи крутятся по ТВ круглосуточно). И там журналисты и аналитики критикуют главного сенсея с планшетом и свистком так, что Валерию Карпину и не снилось. Есть даже известный постулат: коуч в Бразилии — это субъект, которого либо только что выгнали из очередного клуба, либо он будет изгнан через несколько дней. Короче, должность расстрельная во всех смыслах.

Как пошутил давно один из бразильских артистов, в крупнейшем государстве Южной и Латинской Америки быть футбольным тренером и полицейским одинаково опасно…

Кстати, мало кто знает, что во время решающего поединка между Уругваем и Бразилией на заполненной до отказа «Маракане» в 1950-м военнослужащий Загалло охранял порядок. И собственными глазами видел, как его земляки упускали из рук долгожданную победу. Однако удивительно не это, а то, что Марио, имевший итальянские и ливанские корни, превращаться в профессионального шпилера не собирался. И не потому, что его родители футбол, мягко говоря, не жаловали. Просто парнишка мечтал о карьере летчика. Но подвело зрение…

А на зеленой лужайке Загалло, по его же словам, очутился случайно. И быстро понял, что взлетать и парить под облаками, вызывая восторг публики, можно и без штурвала. Не орлиные глаза не мешали щупленькому воспитаннику «Америки» шикарно видеть поляну. Более того, невысокого Марио (его рост 1,69), вероятно, стоит назвать первым в мире форвардом оборонительного плана. Он искусно шуровал по чужим владениям (на левом краю), а также грамотно отбирал мячик и роскошно ассистировал партнерам. Восемь лет он защищал цвета «Фламенго» (1950–1958; 217 матчей — 30 голов), а потом перебрался в «Ботафого» (1958–1965; 115 матчей — 46 голов), с которым собрал все большие призы.

Марио Загалло в игре за сборную Бразилии. 1962 год. Фото: AP / TASS

На чемпионат планеты-58 в Швецию техничного бегунка взяли вместо получившего травму защитника Пепе. И Маленький муравей (прозвище Загалло) сработал на совесть. Да еще как! Он кружил по газону во всех встречах, и именно его результативный укус в финальной битве удачно ранил шведов, которые после счета 4:1 в пользу бразильцев перестали сопротивляться… Через 48 месяцев Марио вновь увидит свою фамилию в заявке уже на чилийский мундиаль. И в стартовом матче группового этапа против Мексики первым распечатает ворота легендарного Антонио Карбахаля. А 17 июня желто-зеленые, одолев при судействе нашего Николая Латышева в ключевом бою чехословаков (Загалло отпахал 90 минут бок о бок с Вава и Гарринчей), второй раз подряд озолотились на славу.

В 1965-м уроженец Масейо, которому едва стукнет 34, трансформируется в тренера. И ему, имевшему за плечами 36 игр за сборную и не имевшему никакого диплома, но обладавшему потрясающим тактическим и стратегическим чутьем, довольно быстро удалось вдохнуть жизнь в ставший родным «Ботафого».

Энергичный самоучка позволял своим подопечным импровизировать, но при этом старался прививать им универсальные навыки.

Вот как 60 лет назад он ответил на вопрос знаменитого журналиста-международника Игоря Фесуненко про отличие «старого» футбола от «нового»: «Когда я пытался оттягиваться на помощь защитникам, тренеры кричали на меня. Когда Нилтон Сантос на свой страх и риск рвался вперед, пытаясь подсобить форвардам, создать численный перевес на подступах к штрафной площадке соперника, ему угрожали скамейкой запасных. А сейчас защитники забивают голы, крайние нападающие участвуют в обороне, и никто не видит в этом ничего преступного. Сегодня каждый игрок должен уметь всё…»

Футболисты «Ботафого» умели. За два сезона под руководством Загалло они мощно пополнили наградами свой клубный музей. И за несколько месяцев до чемпионата мира-70 к молодому специалисту пришли с поклоном люди из местной Конфедерации. Ситуация в стане бесшабашной дружины была удручающей: после увольнения прежнего тренера — Жоана Салданьи — никто не понимал, как финтить дальше. При этом пресса, намекавшая на то, что в Мексике Пеле и компанию ждет крупный позор (как и в 1966-м, когда «селесао» не вышли из группы), поддерживала того, кто вывел сборную в финальную часть мундиаля… Кстати, именно Салданье, поругавшемуся с Пеле, принадлежит потрясающая фраза: «В Бразилии живет 80 миллионов человек, и у каждого существует свой вариант состава команды…». 

Загалло и Пеле. Фото: imago / WEREK

Вот в такую атмосферу и окунулся Загалло. И повел себя на удивление мудро. Он с глазу на глаз пообщался с Королем футбола, сказав ему следующее: «Дружище, я не псих и не собираюсь ломать всю систему. В команде будешь ты и еще 10 парней». Впрочем, тактический сценарий Марио чуть-чуть видоизменил: он отказался от схемы 4–2–4 и внедрил план 4–5–1, найдя на поле место для всех остро атакующих товарищей, чем, разумеется, свел на нет почти все конфликты внутри коллектива. Ну и, конечно, он гениально подготовил сборную физически. «Мне ни разу за весь турнир не хотелось пить в течение матча…» — это слова Ривелино, который по мексиканской жаре вместе со своими партнерами рисовал волшебную сказку. Посмотрите на результаты спектаклей чемпионов: Бразилия — Чехословакия (4:1), Бразилия — Англия (1:0), Бразилия — Румыния (3:2), Бразилия — Чили (4:2, четвертьфинал), Бразилия — Уругвай (3:1, полуфинал), Бразилия — Италия (4:1, финал). «Битву со «Скуадрой адзуррой» мы выиграли до ее начала, — признавался впоследствии Загалло. — Мы разработали концепцию с несколькими альтернативами. Родилась идея перемещения Жаирзиньо в центр и на левый фланг. Так он уводил за собой Факетти и освобождал зону для Альберто. Тостао должен был «растаскивать» центральных защитников и отвлекать их внимание на себя. Пеле я дал задачу начать действовать чуть-чуть сзади, ближе к полузащитникам, а затем попросил перемещаться по полю в зависимости от течения матча. Да, пришлось нелегко, но мы заранее чувствовали, как перебороть итальянцев…»

В общей сложности Жаирзиньо наколотил за месячный марафон семь мячей, четыре точных выстрела — на счету Пеле, а Ривелино запомнился тремя прекрасными ударами.

Пресса отмечала, что

Марио Загалло, управляя по ходу пьесы могучими голеадорами, не допустил ни одной ошибки… Победа в Мексике до сих пор остается самым ярким триумфом в истории бразильского футбола.

Каждый болельщик без запинки назовет вам всех резидентов той фантастически сплоченной команды. А еще очень точно справедливую южноамериканскую викторию описала лондонская «Таймс»: «Как объяснить такое понятие, как «ветер»? Футбол бразильцев оказался футболом другого измерения. Магией». Та магия, замечу, впервые полностью транслировалась в прямом эфире во всех частях света. Кубок Жюля Риме был отдан его обладателям на вечное хранение, а 38-летний Загалло обернулся первым в мире человеком, который выиграл чемпионат мира как игрок и как тренер. Через 20 лет его подвиг повторит немец Франц Беккенбауэр, а в 2018-м — француз Дидье Дешам (но как футболисты они, в отличие от Марио, лишь по разу добирались до вершины).

Марио Загалло после выишрыша чемпионата мира по футболу, 1970 год. Фото: imago images / Kicker / Metelmann

…На ЧМ-1974 бразильцы продуют в полуфинальной схватке голландцам, а в матче за 3-е место — полякам. И хитрому педагогу укажут на дверь. Загалло не расстроится и откроет для себя Ближний Восток: он пошаманит в Кувейте, Саудовской Аравии и ОАЭ, а в перерывах между путешествиями будет на родине наставлять на путь истинный милые сердцу «Ботафого» и «Фламенго».

Главная команда страны вновь вспомнит о Загалло перед мундиалем-1994 в США: Карлос Альберто Парейра, возглавивший провалившую четыре подряд чемпионата мира сборную, пригласит опытного друга к себе в помощники (кстати, в 1970-м как раз таки Парейра входил в штаб Марио как тренер по физподготовке). И они вдвоем, если кто забыл, опять подарили Бразилии море радости. А Загалло, соответственно, в четвертый раз заслуженно прикоснулся к «Золотой богине» (этот рекорд, подозреваю, уже не побьет никто и никогда).

Вы думаете, гуру отправился после очередного блестящего подвига на покой? Нет! Вскоре его опять назначат основным ментором. И неугомонный старичок еще приведет крутых «академиков» к победам в Кубке Америки и Кубке конфедераций.

Бразильские игроки приветствуют своего главного тренера Марио Загалло после очередного победного матча, 20 ноября 2002 года. Фото: KIM JAE-HWAN / AFP /East News

…Сегодня специализированные футбольные издания очень любят составлять различные рейтинги и выявлять сильнейших. Вратарей. Защитников. Хавбеков. Нападающих. Тренеров. И, к примеру, по мнению World Soccer, Загалло занимает 9-е место в списке лучших инструкторов пятнистой науки. А журнал FourFourTwo и вовсе отводит СуперМарио 27-ю позицию. Не знаю, какие алгоритмы использовали скрупулезные исследователи. Видимо, чтобы попасть в первую пятерку, Загалло требовалось завоевать золотой трофей в пятый раз? А если серьезно, то 66-летний гений был в одном шаге от данной задачи.

Более того, он практически не сомневался в успехе своих бойцов на французской земле. За два года до чемпионата мира-98 он привезет потрясающую сборную во главе с Роналдо в Москву, на товарищеский матч с Россией. Игра на стадионе «Динамо» завершилась ничьей 2:2, а на пресс-конференции скромнейший Загалло заявил, что Париж бразильцами будет взят.

Но вы же помните, что произошло в финале на «Стад де Франс»…

P.S.

Марио Загалло на год пережил Пеле. Он умер 5 января 2024 года в возрасте 92 лет.