По данным Росстата, яйца стали лидерами по росту цен на продукты питания в РФ еще в октябре (без учета некоторых видов плодоовощной продукции). По сравнению с сентябрем они подорожали на 13,1%, с начала года — на 18,7%, в годовом выражении — на 23,9%. Нельзя сказать, что это не обеспокоило власти.
«…сейчас уже цены стабилизировались, уже роста нет. Дальше ожидаем снижения цен», — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко 24 октября 2023 года.
Но доброе начальственное слово весит больше, когда подкрепляется делом. И в середине ноября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ начала антикартельные проверки 12 производителей куриных яиц и мяса кур в связи с повышением цен в оптовом сегменте.
Как сообщила пресс-служба ведомства, проверки прошли в Тюменской, Ленинградской, Нижегородской, Белгородской, Новгородской, Омской, Тамбовской, Ростовской областях, в Татарстане и Ставропольском крае.
В службе напомнили, что в случае установления нарушения в рамках рассмотрения антимонопольных дел компаниям грозят оборотные штрафы.
Но видно, что цены не испугались властных слов и дел, и в конце ноября яйца стали лидерами по росту цен на продукты питания в РФ. С начала года они в среднем подорожали на 36,7%, сообщил Росстат.
Что-то случилось?
К росту цен на яйца привело сразу несколько обстоятельств.
Это прежде всего рост издержек птицефабрик. Ветеринарные препараты, вакцины, добавки к кормам и биоматериал — все по большей части поставляется из-за рубежа, и в нынешнем росте цен на яйца мы видим отражение роста курса доллара по отношению к рублю.
Кроме того, все, что фабрики приобретают внутри страны, тоже подорожало. Механика этого роста также очевидна: правительство создало искусственный спрос на продукцию ряда отраслей, которые предъявляют такой же спрос на ресурсы и создают их дефицит, а дефицит оборачивается ростом цен.
Кстати, о дефиците.
Обратите внимание: из продажи пропали именно дешевые яйца — в последнее время проблемы с наличием куриных яиц можно наблюдать магазинах низкого ценового сегмента. Точнее, яйца есть, но их или мало или они дороги.
А в магазинах высокого ценового сегмента проблем с яйцами нет.
Это интересный момент с точки зрения экономиста, и вот почему: такая ситуация может свидетельствовать, что люди начали экономить — искать яйца (и другие продукты) в первую очередь в дешевом сегменте, со стороны продавца это выглядит как рост спроса, а рост спроса — это сигнал к повышению цен.
Вообще место продажи тоже имеет значение — в самом тяжелом положении сейчас оказались небольшие сети и несетевые магазины. Туда крупные птицефабрики отгружать товар не торопятся: некоторые из них в условиях нехватки ресурсов оптимизируют все свои издержки и прекращают работу с небольшими клиентами, сосредоточив все оставшиеся ресурсы на крупных покупателях.
Что в итоге?
Яйца на рынке есть, но платить за них на данном этапе придется больше.
Очевидно, что все властные ресурсы будут брошены на то, чтобы обеспечить «полные полки» в крупных сетях.
Дополнительные расходы, которые мы несем, оплачивая подорожавшие продукты, — это наша плата за экономическую политику правительства: «рост производства» оплачивается возросшими ценами на яйца (и не только на них).
Ну а прогноз в отношении роста цен сделать очень просто.
Нынешняя инфляция — это реакция экономики на политику правительства. Правительство от своей политики отказываться не собирается. Значит, и цены продолжат расти.