Рубли есть, но…
Представляя на пресс-конференции «Обзор финансовой стабильности № 2 (23) • II–III кварталы 2023 года», директор департамента ЦБ РФ Елизавета Данилова начала выступление с заявления о росте экономики РФ и — сюрприз (!) — объяснила, что именно этот рост стал причиной роста цен. «Устойчивое увеличение внутреннего спроса, поддержанное быстрым ростом кредитования, все больше превышало возможности расширения производства. В таких условиях инфляция существенно ускорилась, и для ограничения инфляционных рисков Банк России повысил ключевую ставку с 7,5 до 15%».
Но!
«…реальный и финансовый секторы отечественной экономики сохранят устойчивость в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Текущая ситуация кардинально отличается от той, что наблюдалась при повышении ключевой ставки в 2014 и 2022 годах…» — уточнила Елизавета Данилова и заодно объяснила, в чем тут ключевая разница (спойлер: у большого бизнеса денег достаточно, чтобы не испытывать нужды в кредитах).
«Что касается корпоративного сектора, то его долговая нагрузка остается достаточно низкой по историческим меркам: отношение чистого долга к операционной прибыли по 70 крупнейшим компаниям на середину года составило 1,6. Это выше, чем в прошлом году, когда у экспортеров была больше прибыль на фоне рекордных цен на нефтегазовом рынке и еще не действовало эмбарго на российскую нефть…»
…валюты не хватает
Вот к экспорту нефти есть вопросы. По данным ЦБ РФ,
выручка крупнейших экспортеров нефти и газа сократилась на 41% за 9 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом продолжила возрастать доля рублевой выручки компаний.
В таких условиях объем чистых продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами нефти и газа сократился на 58%. «Это снижение оказало влияние на баланс спроса и предложения валюты на внутреннем рынке», — уточняет Департамент финансовой стабильности.
Почему это важно?
Потому что экономика РФ продолжает зависеть от объемов валютной выручки, которой оплачивается импорт.
Восстановление объемов импорта стало основным фактором формирования спроса на валютном рынке.
В сентябре 2023 года объем импортных операций с оплатой в рублях и иностранной валюте достиг 768 и 1689 млрд руб. в рублевом эквиваленте соответственно, что на 45 и 25% больше, чем в аналогичный период 2022 года. И если доля рубля в оплате российского экспорта, по данным ЦБ РФ, выросла с 10–15% полтора года назад до более 40%, то в импорте она почти не изменилась и с начала 2022 года колеблется около 30%.
При этом «роль офшорного рынка рубля пока остается ограниченной… Объем средств иностранных банков на корсчетах и депозитах в российских кредитных организациях в рублях в отчетный период возрастал, однако практически не изменился по сравнению с уровнем на 01.10.2022 и по состоянию на 01.10.2023 составлял 546 млрд руб.
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Рост чистых покупок иностранной валюты на российском рынке со стороны банков-нерезидентов из дружественных стран отражает спрос на валюту со стороны иностранных компаний, получающих оплату поставки товаров в Россию в рублях.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Большая часть спроса и предложения валюты на российском рынке обусловлена проведением внешнеторговых операций…» — это опять Департамент финансовой стабильности.
Другими словами, иностранные импортеры, «получив «рубли», тут же меняют их на валюту, причем делают это в РФ.
Это, кстати, наводит вот на какую мысль: а что, если решение правительства о введении обязательной продажи валютной выручки было продиктовано не желанием притормозить инфляцию, снизив курс доллара к рублю, а недовольством импортеров (например, китайских) слишком высоким курсом, по которым им приходилось покупать доллары в РФ?
Выглядит логично — внешний партнер получает за импорт «рубли», да, но накапливать «рубли» на своих счетах он не считает нужным, поэтому партнер хочет поменять их на доллары в Москве по наилучшему в этой ситуации курсу…
Будут ли расти цены?
Рост цен в РФ — объективная реакция экономических субъектов на действия правительства, перераспределяющего ресурсы в интересах «обрабатывающей промышленности», скажем так. Схема как из учебника: накачиваем деньгами одну часть экономики — создаем избыточный спрос на ресурсы — и провоцируем дефицит ресурсов в другой части экономки — получаем рост цен как реакцию на дефицит. Да, выглядит примитивно, но работает именно так.
Что может придумать финансовый регулятор в ситуации, когда рост ставки не тормозит инфляцию (во всяком случае делает это не так быстро, как хотелось бы)?
А ничего тут не сделаешь — все уже поняли, что правительство «останавливаться» не собирается и, в принципе, готово потратить на «выполнение задач» все доступные ему ресурсы. Никаких механизмов влияния на такую политику у «экономики» нет, можно только пользоваться этой ситуацией (бизнес пользуется), повышать цены, ну и запасаться товарами, пока они есть (люди и запасаются).
Но и правительство можно понять — ему поставлены две задачи:
- первая и главная — любой ценой увеличить выпуск определенной номенклатуры изделий,
- вторая, но тоже важная, — сделать так, чтобы ключевые электоральные группы были довольны ассортиментом в маркетах и торговых центрах (не ценами, а именно ассортиментом, чтобы не было физического дефицита товаров).
А без роста цен такая задача невыполнима.
Работает это так. Бюджетная политика правительства провоцирует рост спроса на ресурсы со стороны отдельных отраслей, рост спроса оборачивается дефицитом ресурсов в других отраслях, дефицит компенсируется ростом цен, рост цен делает рынок привлекательным для импорта, рост импорта тянет за собой рост спроса на валюту, рост спроса на валюту тянет вверх курс доллара, рост курса доллара вызывает недовольство и у политического руководства, и у импортеров, вынужденных менять дешевые рубли на дорогие доллары, и правительство требует продавать валютную выручку, а валютной выручки не хватает… Беличье колесо, которое вращается все быстрее.
Поэтому упрекать правительство или финансовый регулятор, что они как-то не так считают текущую инфляцию, на наш взгляд, не имеет смысла — их решения определяются уже не динамикой макроэкономических показателей, а несколько другими требованиями. В этой ситуации уточнять, что и на сколько подорожало, уже не имеет большого смысла.
Собственно, глава Департамента финансовой стабильности ЦБ РФ об этом и говорила — «реальный и финансовый сектора будут устойчивыми». А все остальное — сами понимаете…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68