В декабре 93-го телевизионщики из «Немецкой волны»* снимали его для своей программы о политическом положении в России накануне выборов. По их просьбе я договаривался о встрече. «Где вас теперь искать, Александр Николаевич?» — спросил по телефону. Окая по-ярославски, Яковлев ответил: «Штаб мировой революции, 20-й подъезд», — до 91-го здесь располагалась резиденция полозковского ЦК…
Все сейчас надо объяснять, желательно — подробно. Что за «штаб мировой революции»? Имеется в виду — комплекс зданий бывшего ЦК КПСС (ныне — Администрации президента России, но, конечно же, администрация вся в старые здания на Старой площади уже не помещается, поэтому самих зданий стало значительно больше). Иван Кузьмич Полозков — первый секретарь ЦК Российской компартии, в 1990 году созданной в противовес реформатору Горбачеву как реальное воплощение «возрождающейся державы»; сам Полозков был соперником Ельцина на драматических выборах Председателя Верховного Совета России; к счастью, проиграл… Яковлев в то время возглавлял президентскую Комиссию по реабилитации жертв сталинского режима.
Я поинтересуюсь: чей именно кабинет ему достался, кто в нем сидел раньше (не Зюганов?), но, к сожалению, ни новый хозяин, ни его немногочисленные сотрудники этого не знали («да нет, не Зюганов, конечно; это кабинет уровня зав. отделом…»).
Зюганов — средней руки функционер в идеологическом отделе ЦК партии, друг писателя Проханова. Как раз в конце 80-х он проявил себя как последовательный борец со всякого рода реформами и стал секретарем ЦК РКП, замом Полозкова.