115 лет назад родился Николай Носов, человек, придумавший «коротышку Незнайку» и отправивший этого героя сначала в Солнечный город, а потом на Луну. И, судя по всему, «строители капитализма» в РФ создавали новый экономический уклад, руководствуясь не какими-то отвлеченными теориями Адама Смита и Милтона Фридмана, а исключительно на основе впечатлений от прочитанного в детстве «Незнайки на Луне».
Собственно, Носов прекрасно рассказал и о том, как работает реклама, за какую работу можно взяться, если ты ничего не умеешь делать, а деньги нужны, но самая яркая история, на мой взгляд, — это рассказ об акционерном обществе гигантских растений.
— Дело в том, подхватил Мига, что Незнайка прилетел к нам с другой планеты с бесценным грузом. Он привез семена гигантских растений, которые дают очень крупные плоды. Вы понимаете, какую помощь мы могли бы оказать нашим беднякам?… Если бы каждый мог выращивать плоды в десятки раз крупнее тех, которые выращивает теперь, то у нас совершенно исчезла бы бедность… но все неудобство в том, что семена эти остались на поверхности Луны, в ракете. У нас же не имеется летательных аппаратов, которые могут подниматься на такую высоту. Следовательно, сперва необходимо будет сконструировать и построить такой аппарат, но для этого понадобятся деньги.
— Вот с деньгами-то будет труднее, — сказал Жулио. — Я знаю многих, которые не отказались бы получить деньги, но не знаю никого, кто согласился бы добровольно расстаться с ними.
— Это верно, — сказал, улыбаясь, Мига. — Деньги на это дело должны дать сами же бедняки. Ведь это для них мы хотим достать семена с Луны…
Вы будете смеяться, но за сорок лет до появления Незнайки то же самое говорил Максим Горький — правда, он делал это совершенно серьезно, и речь шла не о волшебных семенах, а об индустриализации СССР. «Ведь ясно, — говорил пролетарский писатель, — что для того, чтобы создать свободное и справедливое социалистическое государство рабочих, необходимо вооружиться совершеннейшей техникой, необходимо построить сеть заводов и фабрик, которые дали бы населению страны все, в чем оно нуждается. Население само и должно дать денег на производство всего, что ему необходимо».
Но, в сущности, Мига и Жулио были правы:
если нет капитала — то есть технологий, позволяющих добраться до замечательных семян, — то придется собирать деньги с тех, кому эти семена могут быть нужны, а именно: ограничивать текущее потребление — с тем, чтобы компенсировать эти ограничения в будущем.
— Правильно! — обрадовался Жулио. — Мы учредим акционерное общество. Выпустим акции… Каждую акцию мы будем продавать, скажем, по фертингу. Вырученные деньги затратим на постройку летательного аппарата, а когда семена будут доставлены, каждый владелец акций получит свою долю семян. Разумеется, у кого окажется больше акций, тот и семян получит больше.
…в газетах стали появляться рассказы о произрастающих на Большой Земле гигантских овощах, фруктах, ягодах и вообще плодах. Рассказы эти обычно сопровождались занимательными рисунками: …На одном из рисунков была показана даже уборка фруктов, причем каждые абрикос, персик, слива или винная ягода с трудом помещались на грузовой автомашине.
Поразив воображение читателей подобными рассказами и рисунками, Мига и Жулио опубликовали сообщение о том, что оставшийся на лунной поверхности межпланетный корабль нагружен семенами гигантских растений, которые можно было бы с выгодой использовать, если бы появилась возможность их оттуда заполучить.
Тут же печаталось извещение об учреждении акционерного общества для строительства летательного аппарата, который мог бы достичь внешней оболочки Луны и доставить семена гигантских растений на Малую Землю. В конце был напечатан адрес конторы, где можно было приобрести акции: «Улица Фертинга, дом № 3, контора № 373».
Поначалу все пошло хорошо
«…желающих приобрести акции с каждым днем становилось все больше. Незнайка и Козлик с утра до вечера продавали акции, Мига же только и делал, что ездил в банк. …Постепенно всем в городе стало известно, что акции Общества гигантских растений пользуются большим спросом.
Городские жители сообразили, что с течением времени цена на акции может повыситься… каждый, кому удалось сберечь на черный день сотню-другую фертингов, спешил накупить гигантских акций, с тем чтоб продать их, как только они повысятся в цене. В результате два миллиона акций, были быстро распроданы»
Впрочем, у настоящих хозяев лунных городов были свои планы по поводу судьбы Общества гигантских растений.
— Нужно поместить в газете небольшую статью, которая бросила бы тень на это общество, — принялся объяснять Крабс. — Владельцы гигантских акций должны почувствовать, что они имеют дело с жуликами и что все их акции не представляют никакой ценности. Однако ж ничего категорически утверждать не следует. Надо только посеять некоторое сомнение.
— Понимаю, — ответил Гризль. — Достаточно небольшого сомнения, чтобы все бросились продавать акции. …Должно быть, господин Спрутс хочет скупить эти акции по дешевке, с тем чтобы продать, когда они снова повысятся в цене?
— Господин Спрутс ничего не говорил мне о своих планах, — холодно сказал Крабс. — Наше дело, чтоб в завтрашней газете появилась эта статья, остальное нас не касается.
«Незнайка и Козлик …увидели продавца газет, который выкрикивал:
— Газета «Давилонские юморески»! Последние новости! Сообщение о крахе Общества гигантских растений! Сенсация! Владельцы гигантских акций ничего не получат!
Купив газету, Незнайка и Козлик принялись искать сообщение о крахе Общества гигантских растений, но в газете ничего об этом не говорилось. Только просмотрев газету вторично, они наткнулись на небольшую заметку.
«За последнее время читатели нашей газеты, очень часто обращались к нам с просьбой рассказать о гигантских растениях. Но что можно рассказать об этих пресловутых растениях, о которых действительно теперь можно услышать множество толков и кривотолков? О них с уверенностью можно сказать только то, что сказать о них нечего, так как о них достоверно известно лишь то, что о них достоверно ничего не известно. Многие легковерные коротышки в своем легковерии доходят до того, что покупают акции этих легендарных растений. Мы вовсе не хотим бросить тень на Общество гигантских растений. Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду на улучшение своего благосостояния. А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а заплатив, можно и помечтать. При первой возможности редакция снова возвратится к разговору о гигантских растениях». Редактор Гризль.
Прочитав эту заметку, Козлик сокрушенно покачал головой и сказал:
— Одной такой заметки достаточно, чтоб перестали покупать наши акции. Видно, кому-то из богачей завидно стало, что наши акции так хорошо расходятся. Но ничего! Теперь это нам не страшно, так как почти все акции уже проданы. Поздно спохватились, голубчики!
— А какое дело богачам, будут покупать наши акции или нет? — спросил Незнайка.
— Богачам до всего дело! — ответил Козлик. — Думаю, им вообще не хочется, чтоб у нас появились гигантские растения. Ведь что выгодно для бедняков, то невыгодно для богачей. Это давно известно.
…Незнайка и Козлик …еще издали увидели возле здания контор большую толпу. У некоторых коротышек в руках были акции с изображением гигантских растений. Коротышки кричали:
— Пустите нас! Пусть нам вернут наши деньги! Нас обманули! Оказывается, никаких гигантских растений нет!
Пробравшись сквозь толпу, Незнайка с Козликом поднялись по ступенькам ко входу, и Козлик, повернувшись к толпе, закричал:
— Братцы, не верьте газетам! Вас обманывают. Гигантские семена есть. А если кто хочет получить деньги обратно, мы можем отдать.
— А, вот они, обманщики! — закричал кто-то в толпе. — Бей их!
…Получив от швейцара ключ от конторы, Незнайка и Козлик поднялись на третий этаж.
— Самое умное, что можно сделать, — это возвратить желающим деньги, сказал Козлик. — Я думаю, паника прекратится, как только все убедятся, что в любое время смогут получить свои капиталы обратно.
Кстати, скажет экономист, Козлик был абсолютно прав, возможность превратить свои активы в деньги и называется ликвидностью, но…
«…Козлик вошел в контору и заглянул в комнату, где стоял несгораемый шкаф…. Козлик заглянул в него и увидел, что внутри было пусто»
Должно быть, у каждого из нас был момент, когда он чувствовал себя акционером Общества гигантских растений.
Разумеется, в сказочном городе все закончилось хеппи-эндом, но сейчас, перечитывая «Незнайку на Луне», невозможно отделаться от ощущения: насколько Николай Носов оказался точен в предсказании мотивации своих персонажей.
«В магазин вошел еще один посетитель…. Не тратя времени на разговоры, он купил семизарядный «Бурбон» и целую коробку патронов к нему. Рассовав патроны в патронташ и прицепив пистолет к поясу, он удалился из магазина…
Незнайка с опаской посмотрел ему вслед и сказал:
— Наверно, не надо было давать ему пистолет. Вдруг он выстрелит и убьет кого-нибудь.
— У нас каждый может покупать и продавать что хочет, — объяснил господин Жулио. — Никто ведь не принуждает его из этого пистолета стрелять. В то же время и стрелять никто не может запретить ему, так как это было бы нарушением свободы предпринимательства. У нас каждый имеет право предпринимать всё, что ему заблагорассудится.
К тому же всякое запрещение в этой области явилось бы нарушением исключительных прав полиции. Полиция для того и существует, чтобы бороться с преступниками. Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена. Если вы этого не поймете, то за свои вредные мысли сами в конце концов угодите в полицейское управление, и там с вами разделаются своими средствами. Постарайтесь, пожалуйста, это понять…»
Спасибо, мы все поняли.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}