Сюжеты · Политика

«Арабская правда»

Как известные СМИ в ситуации войны оказываются ангажированным источником, а их непроверенные публикации приводят к катастрофам

Офис Ak Jazeera. Фото: Andrew Henderson / Polaris / East News

Две недели назад глава министерства здравоохранения Газы Ашраф Аль-Кудра заявил, что в результате авиаудара Израиля по больнице Аль-Ахли аль-Араби погибло 300 человек. Через сутки администрация Газы сообщила о гибели 500 человек, еще через день — о 700. Пока военные и чиновники Израиля разбирались в деталях, пытаясь понять масштабы и причины инцидента, нарастающая волна сенсационных заголовков в мировых СМИ обогнула земной шар дважды. С осуждением выступили Всемирная организация здравоохранения и премьер Канады Джастин Трюдо, власти Египта, Турции, Иордании и Катара. Далее протесты покатились по всему миру.

Вскоре выяснилось,

  • что взрыв произошел не в здании больницы, а на парковке рядом.
  • Тип взрывного устройства не установлен, но это точно не фугас (разрушить многоэтажное здание может только фугасный боезаряд).
  • И самое главное — сотни трупов, о которых сообщалось в репортажах всех съемочных бригад мировых СМИ в Израиле и Газе, так и не стали достоверно установленным фактом. Точнее, среди источников, на которых хотя бы в какой-то мере можно положиться в бушующей вокруг Газы информационной войне, их никто не видел.

Утренняя фотография места удара ракеты в парковку около больницы в Газе. Фото: Mohamed Al masri / соцсети

Многие СМИ провели собственные исследования обстоятельств. В связи с некорректным изложением деталей в первых репортажах «Би-би-си» и The New York Times официально принесли извинения. Только произошло все это аж пять суток спустя.

За это время первоначальная версия ХАМАС, наиболее полно изложенная в материалах телекомпании «Аль-Джазира», была прочно усвоена сотнями миллионов читателей и зрителей по всему миру.

Результаты последовали тяжелые. Возмущенные толпы попытались взять приступом израильские диппредставительства в Турции и Иордании. Непрекращающиеся митинги в поддержку ХАМАС и палестинцев привлекли еще больше людей. Демонстрации в Турции перевалили за миллион. Израиль объявил о высшем уровне террористической угрозы для граждан в Турции и призвал их покинуть ее. В Тунисе сожгли и сровняли с землей исторический комплекс средневековой синагоги в Эль-Хамма, а на руинах водрузили флаг Палестинской автономии.

То, что исламский мир узнал о взрыве на парковке больницы из репортажей катарской «Аль-Джазира», можно признать важным обстоятельством. В конфликте интересов топ-менеджмента этого мирового СМИ при освещении событий в Израиле и секторе Газа сомнений быть не может.

Это государственная компания на содержании монархии, которая не просто солидарна с ХАМАС, но предоставила его политбюро надежное политическое убежище. В столицу Катара Доху не то что международный трибунал, туда и МОССАД так просто не попадет. Последовавшее закрытие корпункта «Аль-Джазира» в Израиле (уже далеко не первое) неудивительно.

Можно посетовать, что, обладая полноценными корпунктами и командированными съемочными группами в Израиле, гранды мировой журналистики не сумели оценить достоверность сообщений местных источников. Но в целом вся эта история возвращает нас к прежнему вопросу: доверие к информации на всех этажах социальной и профессиональной пирамиды. Можно констатировать, что степень этого доверия определяется в том числе и идеологическими причинами.

Более четырех лет назад я писал об этом явлении, но с тех пор оно стало лишь более выраженным. В то время — в связи с сообщениями арабских источников из организации «Белые каски» — президент США и лидеры Европы требовали прекратить убийства с помощью химического оружия в Сирии, в том числе в городке Дума. Притом что источник сообщений находился в Великобритании, никто не озаботился главным — поиском в небольших городах десятков могил, выкопанных в один день. 

Коллеги узнают, что журналистка Al Jazeera была убита во время работы над репортажем о лагере беженцев на западном берегу реки Иордан. Фото: Jaafar Ashtiyeh / AFP / East News

Фактически «Белые каски» умудрялись годами сообщать о множестве убийств, не предъявив ни одного погибшего.

Нет трупа — нет преступления. Не следы хлора (исчезнувшие, пока эксперты ОЗХО пережидали две недели в Дамаске) и уж тем более не показания заинтересованных свидетелей, а именно тела погибших являются главным признаком преступления, это азы. Ну хотя бы их могилы. Ведь невозможно утаить 700 трупов (и более 2000 раненых) в один час! Тот факт, что крупнейшие СМИ, находясь буквально в центре событий, посчитали возможным простое цитирование сообщений «Аль-Джазиры» и местных свидетелей, пренебрегая простейшими действиями, необходимыми в таких обстоятельствах, говорит о степени доверия к таким источникам.

Фактически западная пресса и политики попали в ловушку: источники, которым в недавнем прошлом по идеологическим причинам был выдан кредит доверия, неожиданно перешли на другую сторону.

За поддержку выступлений «арабской весны» против местных правительств «Аль-Джазира» получила премию Фонда Рузвельта. Ее репортажи из оккупированного Афганистана, нескрываемая поддержка операций НАТО против режимов Каддафи и Асада способствовали укреплению репутации арабской журналистики на Западе.

А теперь мировая общественность с удивлением обнаруживает, что манипуляции и преднамеренное умолчание — не случайные эксцессы, а многолетняя норма для огромного региона. Сомневаюсь, что в краю монархий и автократий в обозримое время восторжествует журналистский профессионализм. Однако отношение общества к информации отсюда история с бомбардировкой больницы Аль-Ахли аль-Араби может хотя бы отчасти изменить.