По тематике «Все рушится» — это, конечно, типичный для африканской литературы роман про эпоху колониализма, про угнетение местной культуры «белыми людьми», про все смертные грехи имперскости. Жило-было в желтой жаркой Африке племя, и были у него свои многовековые традиции, своя религия, свой быт — все свое, и чужого не нужно. И традиции, и религия, надо сказать, были довольно суровыми: скажем, если у кого-то рождались близнецы, их следовало отнести в лес и бросить; если кто-то совершал непреднамеренное убийство, тот изгонялся с племенной территории на «родину матери» на семь лет; если кто заболевал «поганой» болезнью — проказой, например, — того нельзя было хоронить. И боги племени тоже были суровы: то и дело оставляли народ без урожая, богачей доводили до нищеты, требовали невинных жертв. Не то чтобы народ был счастлив своей участью, но каждый верил, что «человеку не дано подняться выше той судьбы, которая предначертана ему его личным богом».
И вот в один не самый прекрасный день появился в тех краях белый человек на железной лошади, и привел он за собой миссионеров. И решили миссионеры сделать местный народ счастливым, и стали они проповедовать христианство. Конечно, «возлюби ближнего», «подставь щеку», равенство всех перед Богом, который един, — все это было для людей племени чистейшим варварством. И все-таки многие обратились, и их бывшие соотечественники были не слишком этим довольны: начались внутренние ссоры, отец отрекался от сына, сын от отца. Но все бы ничего, если б в один еще менее прекрасный день на смену постаревшего и больного «доброго пастыря» не приехал пастырь слишком активный: новый глава христианской общины не принимал полумер и мирного сосуществования, мечтал искоренить язычество и полностью подчинить племя.