Комментарий · Политика

«Надежд никаких не было»

История преследования математика Азата Мифтахова

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела

Азат Мифтахов. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В начале сентября на свободу должен был выйти аспирант мехмата МГУ Азат Мифтахов. Он отбывал свой шестилетний срок по делу о разбитом окне офиса «Единой России». На выходе из колонии его встречали родные и друзья, но повидаться он смог с ними всего несколько минут…

Справка

30-летний Азат Мифтахов родом из Нижнекамска (Татарстан), российский математик, на момент задержания аспирант механико-математического факультета МГУ. Автор научных публикаций с 2016 года. Находясь в московском СИЗО, Азат продолжил деятельность ученого. В июне 2019-го в журнале «Доклады Академии наук» опубликована его работа «Дифференциальные свойства полугрупп и оценки расстояний между стационарными распределениями диффузий». В декабре 2020 года вышла исследовательская работа «Модуль непрерывности для последовательности мартингалов».

Перед окончанием срока периодически появлялись сообщения о том, что против Мифтахова заведено очередное дело. Но никакой конкретики не было. Изначально Азата задерживали по делу о найденной в Балашихе взрывчатке — никаких улик следствие тогда не нашло, но дело так и не закрыли; также всплывали предположения, что Мифтахова собираются привлечь по делу «Сети»*. И все это сопровождалось давлением на самого математика: к нему приезжали оперативники, угрожали новым преследованием и требовали дать нужные им показания, а перед освобождением водворяли в ШИЗО. Но Азат отказался от какого-либо сотрудничества с силовиками. А отказы, как известно, они не принимают и свои угрозы воплощают с особым цинизмом.

Новое дело против Мифтахова завели за беседу с другими заключенными перед телевизором. Его задержали сразу, как только он вышел из колонии, и на следующий день отправили в СИЗО. «Новая» вспоминает историю преследования математика-анархиста и рассказывает о его новом деле.

СВУ в Балашихе

Еще до того как появилось дело о разбитом стекле и паленом линолеуме «Единой России», Мифтахова задерживали по подозрению в изготовлении самодельного взрывного устройства (ч. 1 ст. 223.1 УК). Взрывчатку силовики нашли на автобусной остановке в Балашихе.

1 февраля 2019 года в общежитие МГУ, где жил Мифтахов, нагрянули маски. В ходе обыска изъяли несколько мобильных телефонов, ноутбук, личные вещи, а самого аспиранта задержали. Тогда же в поле зрения силовиков попали еще 11 человек. К ним также приходили с обысками, нескольких активистов допросили и потом отпустили. Все это время Мифтахова держали в ИВС Балашихи. Позже он заявил, что правоохранители угрожали ему, пытались выбить признательные показания. 

Фото: соцсети

По словам Азата, ему приставляли к груди шуруповерт, били по лицу, по груди, колошматили по ногам. Следы от шуруповерта остались на теле. Заявление о пытках зафиксировал бывший член ОНК Московской области Валерий Борщев. 

Однако уголовное дело о применении насилия при задержании Следственный комитет не возбудил и на все заявления защиты постоянно штамповал отказные постановления.

Почти сутки Мифтахова скрывали от адвоката Светланы Сидоркиной. Разыскать его удалось только на следующий день после задержания. Азата то перевозили из одного отдела полиции в другой, то держали в изоляторе в следственном управлении при МВД Балашихи. В итоге улик, указывающих на причастность Мифтахова к изготовлению СВУ, следствие не нашло, а городской суд Балашихи не стал его заключать под стражу.

Мифтахова отпустили, но сразу же задержали на выходе из ИВС по обвинению в нападении на офис «Единой России». 12 февраля 2019 года Головинский суд Москвы арестовал Азата. А дело о найденной самодельной бомбе в Балашихе по-прежнему находится в подвешенном состоянии. В октябре 2020 года следователь допрашивала Мифтахова уже в качестве свидетеля, и больше никаких следственных действий не проводилось.

«Вандализм» найти не вышло

Поздним вечером 31 января 2018 года группа молодых людей подошла к офису партии «Единая Россия» на Онежской улице в столичном районе Ховрино. Кто-то из компании разбил молотком окно и бросил в помещение дымовую шашку. Кроме оконного стекла пострадал линолеум — в том месте, куда угодил файер, напольное покрытие оплавилось. Ущерб единороссы оценили в 48 тысяч рублей.

Решение этой следственной задачи поначалу казалось простым и понятным. 2 февраля в соцсети появилось видео с разбитым окном. Ролик был размещен в официальной группе анархистского движения «Народная самооборона»*. По факту нападения на партийный офис возбудили уголовное дело. Первоначально полиция квалифицировала действия нападавших как вандализм (ст. 214 УК). Однако «вандализм» найти не вышло. В итоге дело переквалифицировали на более тяжкую статью — «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору» (ч. 2 ст. 213 УК).

Елена Горбань. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Помимо Мифтахова по делу задержали Елену Горбань и Алексея Кобаидзе. Оба дали признательные показания, после чего их отпустили под подписку о невыезде. Позднее задержали и двух других подозреваемых — Святослава Речкалова и Андрея Ейкина. По версии следствия, Горбань разбила окно молотком, Кобаидзе бросил в офис дымовую шашку, Ейкин все происходящее снимал на видео, Речкалов опубликовал запись в интернете, а Мифтахов стоял вблизи и следил за обстановкой.

Позднее Речкалов рассказал членам ОНК о пытках: после задержания ему надевали пакет на голову и били электрошокером. Под давлением его вынудили дать показания о том, что он лидер «Народной самообороны». К этому движению силовики причисляют и самого Азата.

Речкалов уехал из страны и получил во Франции политическое убежище. Опасаясь реального срока, Россию также покинул и Кобаидзе. Их дела выделены в отдельное производство. А материалы на Мифтахова, Горбань и Ейкина были переданы в Головинский суд для рассмотрения по существу.

Все, кто впоследствии изучал дело аспиранта — от журналистов до известных на весь мир ученых математиков, — задавали один и тот же вопрос: что стало причиной такого непримиримого желания силовиков отнять от первоначального обвинения единицу, заменив 214-ю статью на тяжкую — 213-ю? 

Не подорожал в цене сгоревший в офисе единороссов линолеум, в деле не было пострадавших, никто от звона битого стекла не потерял сознание. Для чего было все ужесточать?

Сам Мифтахов уверен, что его преследуют за анархистские взгляды, и переквалификация в деле произошла из-за него. Аспирант мехмата уже был «на карандаше» у силовиков. В 2018 году Мифтахов с приятелями гуляли по 3-й Тверской-Ямской улице в Москве и разбили камеры уличного видеонаблюдения. Одному из догнавших их полицейскому парни брызнули в лицо из баллончика. Сотрудник МВД получил ожоги век и глаз, против Мифтахова и его товарища завели дело за применение насилия к полицейскому (ч. 1 ст. 318 УК). Тверской суд Москвы приговорил математика к штрафу в 45 тысяч рублей. И следствие уже по делу о разбитом окне постоянно апеллировало к тому, что судимость не была погашена, и каждый раз требовали в суде продления стражи Мифтахову.

Притянули за «выразительные брови»

Обвинение по уголовному делу за «хулиганство» держалось на показаниях секретных свидетелей. Один из них скрывался под псевдонимом «Андрей Иванович Петров». Свидетель утверждал, что в ночь на 31 января он видел на Онежской улице у офиса «Единой России» группу молодых людей. Они привлекли его внимание, и «Петров» решил за ними проследить.

Этот персонаж сам по себе — уравнение с тремя неизвестными. В уголовном деле «Петров» возник спустя год с лишним после того, как в окно офиса «Единой России» залетела дымовая шашка. Согласно его показаниям, об этом инциденте он вспомнил, увидев Мифтахова по телевизору в сюжете новостей. 

И только тогда «Петров» узнал его по «выразительным бровям». Защита настаивала на том, что «Петров» никак не мог опознать никого из участников акции, находясь вдали и в темноте.

Азат Мифтахов во время судебного заседания. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В суде свидетеля «Петрова» допросить не удалось. Стало известно, что он умер «от сердечного приступа». «15 января 2020 года секретный свидетель Петров умер, — сообщила адвокат Сидоркина. — Это стало известно, так как секретный свидетель с такими же данными, проходящий по делу «Артподготовки»** тоже умер. Даты смерти в обоих делах совпадают».

В деле еще оставался вполне живой секретный свидетель под псевдонимом Караульный. По его словам, с Мифтаховым он познакомился в 2015 году на одной из протестных акций, которая была организована «Народной самообороной». Свидетель назвал Азата «начитанным, идейным анархистом, готовым пожертвовать личными целями ради общей цели». Также Караульный добавил, что Мифтахов одно время был модератором паблика «Народной самообороны», «занимался в неизвестном ему клубе страйкболом» и «участвовал в тренировочных мероприятиях анархистов по боевой подготовке, ножевому бою, в том числе в тренировках, где отрабатывались приемы против сотрудников полиции». Больше о Мифтахове свидетель ничего не сказал, про нападение на офис «Единой России» ему вообще ничего не было известно.

На защиту Мифтахова встали тысячи математиков по всему миру, включая деятелей науки первой величины. Ученые уверены: линия обвинения бледна и прерывиста, а нестыковки в собранных доказательствах не укладываются ни в какие формулы и законы логики. 

Подписи под письмом поставили более двух с половиной тысяч математиков и работников из разных областей науки со всего мира. Среди них ученые с мировыми именами: профессор Массачусетского технологического университета (США) Ноам Хомский, главный научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова РАН академик Сергей Конягин, профессор Университета Торонто (Канада) Александр Браверман, главный научный сотрудник Математического института РАН, доктор физико-математических наук, президент Московского математического сообщества, академик Виктор Васильев.

Акция в поддержку Азата Мифтахова в Ереване, 2 сентября 2023 года. Фото: Оксана Мисирова / «Новая газета»

Письмо подписали ученые из университетов России, Бразилии, Франции, Канады, Великобритании — всего из 15 стран. Люди науки, привыкшие жить и работать по базовым законам логики, до сих пор не понимают, как следствие умудрилось превратить преступление небольшой тяжести в тяжкое. Ученые разгневались настолько, что потребовали от Международного конгресса математиков вмешаться в происходящее с их коллегой под угрозой бойкотировать одно из заседаний в Санкт-Петербурге.

Но судья Сергей Базаров был непреклонен и полностью согласился с обвинением. 18 января 2021 года Мифтахова приговорили к шести годам заключения в колонии общего режима. Горбань и Ейкину назначили четыре и два года условно с испытательным сроком соответственно.

Акция в поддержку Азата Мифтахова в Ереване, 2 сентября 2023 года. Надпись на плакате «Свободу Азату Мифтахову». Фото: Оксана Мисирова / «Новая газета» 

Московская ячейка «Сети»*

Пока Мифтахов содержался в СИЗО «Бутырка», он успел расписаться с Горбань. Позднее кассационная инстанция смягчила приговор — и вместо шести лет лишения свободы Азату назначили пять лет и девять месяцев. Тогда же его этапировали в ИК-17 Кировской области. За все это время, что он находился в заключении, к нему несколько раз приезжали оперативные сотрудники и следователи: пытались провести опрос о балашихинской взрывчатке, также допрашивали по другим уголовным делам. Каждый раз Мифтахов отказывался от общения с ними.

В феврале этого года ТАСС со ссылкой на источники в силовых структурах передавал, что ФСБ возбудила дело о «московской ячейке» «Сети» и проводит проверку в отношении Азата. Якобы один из фигурантов дела дал показания против него. Тогда же в Москве прошли обыски.

Справка

ФСБ возбудила уголовное дело о «террористическом сообществе «Сеть» в октябре 2017 года. По версии следствия, обвиняемые планировали во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и устроить вооруженный мятеж. Многие из обвиняемых рассказали о пытках и давлении. По версии ФСБ, ячейки «Сети» якобы находились в Пензе, Санкт-Петербурге, Москве и Минске.

Группа поддержки Мифтахова предположила, что активность силовиков могла быть вызвана тем, что срок заключения Азата подходил к концу. А в основу очередного дела против математика могут лечь показания петербургского экс-фигуранта «Сети» Игоря Шишкина. В 2019 году он пошел на сделку со следствием, дал показания против «подельников» и получил минимальный среди остальных фигурантов срок. После освобождения Шишкин покинул Россию и рассказал, что действительно давал показания на Азата в качестве секретного свидетеля в рамках дела «Сети». Шишкин сказал силовикам, что Мифтахов якобы посещал мероприятие в Московской области, где были «ячейки Сети», но подчеркнул, что ребята из Москвы туда не входили.

Пять минут на свободе

В августе стало известно, что Мифтахова внесли в реестр Росфинмониторинга «террористов и экстремистов», тогда уже стало очевидно — Азата не выпустят на волю. Телеканал RTVI сообщил, что против математика возбудили новое уголовное дело. Поводом для преследования послужили комментарии Мифтахова при просмотре телепередачи в кругу заключенных. 31 августа группа поддержки Азата сообщила, что дело возбудили из-за разговора об анархисте Михаиле Жлобицком, совершившем теракт: самоподрыв в архангельском управлении ФСБ в октябре 2018 года.

Ключевые показания против Мифтахова дал заключенный по фамилии Трушков, с которым Азат подружился в колонии. Не обошлось и без секретного свидетеля, заявившего на допросе, что Мифтахов якобы одобрял поступок Жлобицкого в беседе с Трушковым. Также свидетелями выступили трое заключенных ИК-17. Все они на допросе говорили, что после освобождения математик собирался уехать из страны. «Сказал, что продолжит борьбу, но для этого надо уехать из России», — говорится в материалах дела.

Друзья и родные Мифтахова все равно приехали 4 сентября к кировской колонии встретить Азата. Вместе с ними математика поджидали пятеро оперативников на белом фургоне Fiat Ducato с чеченскими номерами. «Ржали над нами и факи показывали», — рассказали друзья Азата.

Оперативники поставили фургон у самого КПП, а людей из группы поддержки отогнали за шлагбаум, так что они смогли увидеть Азата только «на долю секунды».

С родными Азату разрешили поговорить всего пять минут и потом сразу увезли в Киров на допрос. 5 сентября Первомайский районный суд арестовал Мифтахова на два месяца по обвинению в оправдании терроризма (ст. 205.2 УК).

«Ничего неожиданного, мы это все уже проходили, надежд никаких не было уже с того момента, как следователь к Азату приезжал еще до его освобождения, — говорила журналистам супруга Мифтахова Елена Горбань. — Потом началась вся эта история с делом «Сети». Видимо, единственное, чего у них хватило, — это вот такой очевидный трюк. Можно сказать, что они не справились, снова засекреченный третий свидетель в деле. Хоть они и затерроризировали двух каких-то несчастных заключенных, все равно без костылей не справились».

* Организация признана террористической и запрещена в РФ.

** Организация признана экстремистской и ее деятельность запрещена в РФ.