Почти двадцать лет назад, в 2004 году, был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В целом, вполне приличный. И устанавливающий в своей 24-й статье, что «пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы».
Но — в соответствии с 25-й статьей этого же закона — ограничивается доступ к архивным документам, содержащим «сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну». Также установлено на 75 лет ограничение на доступ к архивным документам, «содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности». Все это, как показывает практика, позволяет закрыть доступ ко множеству важнейших документов. Это первое.
Второе: огромный пласт архивных материалов — касающийся НКВД–КГБ, Службы внешней разведки, МВД, Минобороны, а также архивы МИДа, — вообще не передан на хранение в систему Росархива и под действие закона не подпадает.