Сюжеты · Общество

Солнце, море, НКВД, СВО

Этим летом главное в детских лагерях и пансионатах — «патриотическое воспитание»

Примерка бронежилетов на встрече с участниками СВО. Фото: artek.org 

Лето. Дети едут в лагеря — не только в те, которые им выбрали и оплатили родители, но и в крупные федеральные центры — лагеря с долгой историей и хорошей советской репутацией. Те, о которых родители в свое время могли только мечтать. Как сейчас живут эти центры, кто в них ездит, чему там учатся?

Великолепная четверка

В советское время каждый школьник знал, что за отличную работу в пионерской организации можно попасть в «Артек» или «Орленок» на Черном море. Уже в последние годы существования СССР к ним добавился «Океан» на Тихом океане. «Смена» под Анапой на Черном море появилась куда раньше «Океана», но была гораздо менее известна: специализированный лагерь для студентов тогдашних училищ и техникумов и сейчас сохраняет профессиональную и профориентационную направленность.

У каждого из этих лагерей особая судьба; у всех позади коммерческий период 90-х и начала 2000-х, когда купить туда путевку мог любой желающий, а на прекрасные приморские территории кто только не покушался. Самая сложная история, разумеется, у «Артека», который сначала был советским, потом украинским, а после 2014 года — сами знаете; этой истории стоило бы посвятить отдельный лонгрид.

Сейчас все четыре лагеря имеют статус федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений. Попасть в них можно тремя способами. 

  • Во-первых, через конкурсы, объявленные партнерами лагерей: например, если в качестве партнера выступает Следственный комитет, то… А если…. 
  • Во-вторых, через выделенные регионам квоты.
  • В-третьих, на коммерческой основе: то есть купить путевку по-прежнему можно, но не на всякую смену. 

Смены практически везде тематические.

Но этим летом у всех смен во всех лагерях есть что-то общее. Вот в «Орленке» перед началом летнего сезона состоялся форум «Старт в лето» с участием всех педагогов лагеря и студентов из разных регионов страны. «Одна из главных задач предстоящего лета, — сообщается в посвященном этому форуму пресс-релизе лагеря, — это патриотическое воспитание детей и подростков. 

Во всех детских лагерях в соответствии с требованиями Минпросвещения России будет проводиться системная работа, связанная с государственными символами и ритуалами.

Для орлят организуют тематические кинопросмотры документальных и художественных фильмов, встречи с Героями России и участниками СВО. В формате «Дней единых действий» в Центре пройдут всероссийские акции и тематические дни, посвященные памятным датам и событиям российской истории и культуры: Международный день защиты детей, День России, День памяти и скорби, День Государственного флага РФ».

Ударная техника рук и ног

Чтобы претендовать на участие в одной из лагерных смен федерального лагеря через региональную квоту, ребенок должен подать заявку онлайн и приложить к ней свои достижения: грамоты, сертификаты и прочее ; для каждой тематической смены есть особый список профильных конкурсов и олимпиад. Ребенку с этим справиться трудновато, разбираться придется родителям.

Участие в олимпиадах тематических партнеров возможно по художественному, техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному, туристическо-краеведческому и социально-гуманитарному направлениям.

С художеством, техникой, наукой, спортом и туризмом примерно все понятно: дети рисуют, поют, пляшут, изучают окружающий мир и занимаются спортом. Вот, кстати, и программа для спортсменов на сайте «Артека»: на 4-й смене — «Фестиваль «МОСКОВ ИГРЫ»: Международные открытые спортивно-культурные, очно-виртуальные игры». Шашки, шахматы, домино, основы самообороны, «ударная техника рук и ног», а заодно «основы специальной огневой и тактико-специальной подготовки стрелка». «Финал фестиваля: МДЦ «Артек» — республики Донбасса пройдет в очно-дистанционном формате, вовлекая в проект и тех, кому не посчастливилось быть в Артеке».

Да и программы социально-гуманитарной направленности могут быть самыми неожиданными. Например, на 5-ю артековскую смену приглашало Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова:

  • «знакомство обучающихся с реально действующими образцами вооружения и военной техники флота»; 
  • развитие «навыков огневой и морской подготовки»; 
  • «эффективных навыков работы в составе учебных расчетов, обслуживающих военную технику».

А Фонд социально-культурных инициатив — на военно-историческую ассамблею «Вечный огонь. 

Принять участие в конкурсах для участия в тематических сменах звали движение «Юнармия» и Следственный комитет России. 

Есть и очень мирные программы, например, медиасмена «Моремедия», совместная программа с ВГТРК. Но среди ее гостей изначально были заявлены «военкоры» (Александр Сладков, Рустам Вахидов). Трудно сказать, что не сошлось с военкорами, но в конечном итоге с детьми общались видные деятели государственной телепропаганды: телеведущая Мария Ситтель и глава севастопольского ГТРК Александр Минаков; видеоприветствие прислал Дмитрий Губерниев, а Эрнест Мацкявичус обучал детей «журналистской объективности».

Встреча с Марией Захаровой. Фото: artek.org 

Но даже если дети приехали петь, танцевать, изучать жуков или создавать роботов, совсем не факт, что их не привлекут к массовым военно-патриотическим или идеологическим мероприятиям: в «Артеке» теперь выращивают будущую элиту страны с правильными взглядами. Поэтому за несколько последних месяцев артековцы разных смен успели встретиться с Марией Захаровой и внучатым племянником Феликса Дзержинского Владимиром Дзержинским

Поучаствовали в двух «Зарницах», учились у членкора Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимира Кикнадзе противодействовать «фальсификации» истории, узнали о том, что делалось «коллективным Западом для разрушения Советского Союза изнутри».

Дети, кстати, искренне проникаются и тоже начинают обличать «коллективный Запад» вслед за взрослыми.

И, конечно, каждую смену артековцы встречаются с участниками СВО. Те делятся с детьми личным опытом, рассказывают, «как отличить правду от лжи в век информационных технологий» и даже дают примерить бронежилеты

За что санкции?

В артековских мероприятиях неизменно принимают участие дети из «новых регионов». Еще прошлым летом на артековские смены приезжали сотни школьников оттуда. 

Уже к началу марта этого года, по словам министра образования Сергея Кравцова, «1079 детей из новых субъектов Российской Федерации отдохнули в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях — «Международный детский центр «Артек», «Всероссийский детский центр «Смена» и «Всероссийский детский центр «Орленок»». 

В этом году, по сообщению артековского пресс-центра, к всероссийскому конкурсу «Большая перемена», финал которого проходил в лагере с 18 по 21 июля, «присоединились 72 158 жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей. На финале для учеников 5–7-х классов и участников международного трека ДНР, ЛНР и Запорожскую область представляет 131 человек, из которых 126 стали победителями конкурсного отбора тематической смены «Планета больших перемен». Кстати, в конкурсах «Большая перемена» и «Живая классика», финалы или полуфиналы которых проходят в «Артеке», принимают участие и школьники из других стран — например, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Сирии и т.д., 

что иногда вызывает в их странах озабоченность общественности тем, насколько уместны поездки детей в «Артек» на фоне происходящих событий — во-первых, с точки зрения дипломатических отношений с Украиной, а во-вторых, с точки зрения безопасности самих детей.

Как правило, дети участвуют в этих конкурсах в индивидуальном порядке по линии «Россотрудничества» через «Русские дома» в своих странах.

В «Артеке» еще с прошлого года постоянно ведется переобучение педагогов из «новых регионов» — в основном тех, кто отвечает за идеологию: вожатых и советников по воспитанию (это недавно введенная должность, что-то вроде школьных политруков). 

15 июля Британия объявила санкции против «Артека». На правительственном сайте Великобритании сообщается: «Многие депортированные [из Украины] дети перемещены в сеть лагерей переобучения в (…) Крыму и материковой России, где эти дети подвергаются российскоцентричному академическому, культурному, патриотическому и военному обучению». 

Ну и целый ряд иных оснований, за публикацию которых — попадись какой член британского правительства российским силовикам — можно отправиться в тюрьму за «фейки» или «дискредитацию».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал наложенные на «Артек» санкции «маразмом». Министр просвещения Сергей Кравцов, персональные санкции против которого были объявлены в тот же день и по тому же поводу, прокомментировал это так

цитата

Сергей Кравцов:

«Решение Британии ввести санкции против «Артека» не укладывается в голове. Ладно, против меня — мы к этому привыкли, это только укрепляет нашу страну, мы идем вперед, развиваемся… На мой взгляд, с одной стороны, это вызывает сожаление, с другой стороны, говорит, что мы ту информационную войну, которая идет против нашей страны, — выигрываем и побеждаем. Тому пример — «Артек».

И борьба с экстремизмом

Рекомендуется разделить и вставить визуальный элементожет, чуть менее масштабно — обстоят дела и в других всероссийских детских центрах, с поправкой на их специфику. Скажем, во владивостокском «Океане» вместо юнармейских программ — юнфлотовские. В остальном примерно то же самое: в 10-й смене — совместная программа с ФСО «Спецагент» («теоретические и практические занятия по основам самообороны, стрелковой подготовки, оценивания и прогнозирования поведенческой модели человека» и проч.); в 12-й — совместная программа с ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» «Орден мужества» (в программе «VR-обучение «Сталинградская битва», образовательный блок по тактическим военно-прикладным дисциплинам, игра-зачет по военно-прикладным дисциплинам, профориентационный блок на знакомство с профессиями Вооруженных сил РФ и гражданского сектора, комбинированная эстафета»). 

В музейной программе «Время ценных историй» притаилось «отрядное дело «Герои нашего времени. Алексей Панкратов»», посвященное изучению биографии и боевых заслуг участника СВО, сбившего несколько украинских беспилотников весной 2022 года.

А с участниками 9-й смены уже провели занятие по борьбе с экстремизмом и терроризмом

«На занятии подростки решали задачи, которые помогли им узнать, как именно экстремисты привлекают школьников к террористической деятельности в социальных сетях. Дети рисовали портрет преступника, из которого выяснили, что он ничем не отличается от обычного человека, а значит, распознать его бывает очень сложно».

В «Орленке» — смена «Юнармеец» началась со встречи с участником СВО (юнармейка делится впечатлениями по горячим следам: «Особенно запомнился рассказ о затоплении ГЭС, из-за которого его боевой друг четыре дня провел на дереве, спасаясь от глаз противника. Я считаю, что подобные встречи очень нужны нашему поколению, так как мы видим историю и ход спецоперации глазами военного»). 

«Орленок». Смена «Юнармеец» началась со встречи с участником СВО. Фото: orlyonok.prexroom.ru

Открылась выставка «Дети России. Дети Донбасса» — портреты детей Донбасса, перерисованные с кадров военных корреспондентов художницей Ольгой Аржановской. Детскому десантному гарнизону «Орленка» присвоено имя Андрея Суховецкого — гвардии генерал-майора, погибшего в самом начале СВО. И встреча с внуком героя — руководителя разведывательно-диверсионной группы НКВД.

В «Смене» — юнармейский технический лагерь «Юнтех», гражданско-патриотический форум «Патриот России» и даже «Лучший казачий класс». 

Нет, конечно, не вся жизнь детей в лагерях состоит из сплошной военно-патриотической подготовки. Дети по-прежнему танцуют, поют, изучают традиции и кухню народов России (включая «новые регионы»), состязаются в разных видах спорта, изучают историю края и историю Великой Отечественной войны (ой, это опять в рамках патриотического и военно-патриотического воспитания), ходят в походы, участвуют в праздниках, запускают ракеты, учатся управлять беспилотниками… ой.

Для вдохновения

Практически в каждом всероссийском детском центре еще есть смены с абстрактными названиями вроде «Я — лидер». И учат там навыкам будущего руководителя, от тайм-менеджмента до командообразования и самопрезентации. В «Океане» целая смена прошла — «Молодые лидеры России».

Перед детьми часто выступают так называемые вдохновители — мотивационные спикеры, которые делятся с ними своим опытом и вдохновляют на свершения. Есть даже целое всероссийское движение «Вдохновители», основанное еще в 2021 году. Его поддерживает Минпрос России. Оно собрало тех, кто добился высот в своей области, будь то изготовление протезов или телесериалов, квестов или музеев, компьютерных игр или интернет-платформ для торговли, обучения, да чего угодно, — специально чтобы вдохновители передавали свой опыт подросткам, помогая им в профессиональном самоопределении.

Отлично вроде все, да? Только почему-то у «Вдохновителей» на их вдохновляющей встрече «Вдох» тренды современной журналистики обсуждают не журналисты, а «руководитель сектора Лаборатории перспективных авиационных конструкций ЦАГИ Иван Кондаков и заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов». Поликанов вообще-то африканист, потом занимал посты в организациях, связанных с благотворительностью. А Иван Кондаков принимал участие в дискуссии как автор канала «Арбалет Z говорит» с 50 тысячами подписчиков (цитата: «День свидомых литаков удивительно совпал с днем бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Умеют же англосаксы выбирать даты для холопов…»).

Умеют же вдохновители выбирать экспертов в журналистике…

Наконец, практически в каждом лагере в этом году (а этот год Владимир Путин личным указом объявил Годом педагога и наставника, и не без причины) 

без конца идут семинары, конференции, обучающие смены для учителей, вожатых, педагогов дополнительного образования, — в основном посвященные проблемам воспитания.

  • В «Смене», например, со 2 по 4 мая проходила Всероссийская конференция, посвященная патриотическому воспитанию детей и молодежи, а 22 июня состоялся семинар-совещание «для директоров, заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов учебных групп и других специалистов. По итогам конференции даже выпустили брошюру с лучшими практиками патриотической работы.
  • В «Океане» 20 мая открылся Дальневосточный слет навигаторов детства — тех самых советников по воспитанию, победителей конкурса «Навигаторы детства». 
  • «Орленок» в мае отметился форумом «Старт в лето». А 14 июля его педагоги делились онлайн опытом проведения тематических дней (международные события «ЮНЕСКО», День России, «Движение первых», День Памяти в детском лагере).

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Что же из этого следует

В России практически закончено строительство системы идеологической обработки детей. Ее разработало Министерство просвещения; в ее строительстве среди прочих организаций участвовали институты РАО, где предварительно прошла полная замена руководства: Институт воспитания и Институт стратегий развития образования. Система эта огромна: она включает в себя Росмолодежь с ее движением Роспатриот, которое реализует несколько федеральных проектов, «Движение первых», «Юнармию». На ее периферии — конкурс «Большая перемена», организация «Россия — страна возможностей», которая объединяет 26 конкурсов и олимпиад, Ассоциация волонтерских центров, общество «Знание», поставляющее идеологически правильных лекторов, и еще десятки больших и маленьких организаций, так или иначе удовлетворяющих интерес детей в познании, — 

но в государственно цензурируемом русле; в делании добрых дел — но в указанном государством направлении; в саморазвитии — в идеологически одобряемую сторону.

Эта система касается не только школ, в которых введены «Разговоры о важном» и единые учебники по всем предметам, где теперь действуют единые для всей страны федеральные стандарты и единые программы по гуманитарным предметам, где появились новые разделы в учебниках истории (о новейшей истории России, включая присоединение Крыма и СВО). Где каждый понедельник поднимают флаг и исполняют гимн. Где появились советники по воспитанию (они же «навигаторы детства»), которые должны заниматься идеологическими классными часами, общешкольными мероприятиями и взаимодействием с детскими и молодежными движениями. 

Предполагается, что в каждой школе появятся свои ячейки «Движения первых» (даже для малышей; вместо октябрят теперь первая ступень «Движения первых» — «Орлята России»).

Учитывая, кстати, что согласно принятому прошлым летом закону о детском движении, «Движение первых» получает в свое распоряжение всю инфраструктуру детских лагерей и домов творчества по всей стране, следует ожидать распространения «передового опыта» всероссийских детских центров на все регионы: вполне логично было бы ожидать, что в каждом субъекте федерации появится свой маленький «Артек» для регионального актива, а в каждом районе каждый дом детского творчества, бывший Дом пионеров, будет внедрять программы «Юнармии» и «Движения первых» с тем же усердием, с которым раньше занимался коммунистическим воспитанием.

У «Движения первых» есть множество направлений на любой вкус: творчество, наука, спорт, образование, медиа, дипломатия, экология, туризм, ну и, естественно, патриотизм. 

У движения есть финансирование и государственная поддержка, и поэтому он — так же, как и «Юнармия» — служит для детей из регионов вполне рабочим социальным лифтом.

Мне уже доводилось — еще до февраля 2022 года — разговаривать в одном из всероссийских детских центров с детьми, приехавшими туда из так называемой глубинки — небольших городков в азиатской части страны, в депрессивных регионах. Дети были веселые, активные, шустрые; многие успели побывать даже не в одном ВДЦ, а зачастую еще и в «Сириусе». У кого-то из них были интересные социальные проекты, у кого-то — спортивные разряды и юнармейские значки. Дети охотно собирали портфолио, представляли его на конкурсы (артековские телеграм-чаты, кстати, изобилуют сообщениями вроде «как закачать достижения» и «как их отредактировать, если они не прошли модерацию»; вопросы «как ты прошел?» и ответы «я по грамотам прошла»).

Все эти региональные конкурсы (есть специальные перечни котирующихся), победы, места, грамоты позволяют детям в самом деле попадать на тематические смены, встречаться с экспертами, получать новый опыт — и бесплатно отдыхать у моря. Чудесная природа, море, океан, пальмы, новые друзья, превосходные экскурсии…

А с этим всем — письма участникам СВО и встречи с ними, лекции о коллективном Западе, экскурсии на диверсионно-разведочные катера, встречи с внуками и правнуками чекистов и энкавэдэшников — все это рядом, это вместе — в небо летят воздушные шары и фейерверки, дети в едином строю испытывают патриотический восторг.

Потом — лидерские программы, Росмолодежь, дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в вуз. И главное — веселый, шустрый, лояльный актив подрастающего поколения.

Всероссийские детские центры при этом служат лабораториями, в которых выращивают этого гомункулуса — будущее поколение лидеров. Лабораториями, из которых учителя, вожатые, советники разносят по стране и ее соседям идею великой России, которая из последних сил в одиночку противостоит «коллективному Западу» в великой войне за будущее русской цивилизации. Идею о том, что каждый настоящий патриот должен быть готов погибнуть в этой войне. И способы в этой войне участвовать — пером, кулаком, видеокамерой, компьютерной программой. И да, все это — детям. И своим, и тем, кто попал в сферу притяжения «русского мира». Тем, кто должен стать если не гражданами России, то ее союзниками.

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

мнение

Анна (имя изменено), эксперт конкурса «Большая перемена» в 2022 году:

— Федеральный школьный конкурс «Большая перемена» — это аналог взрослого конкурса «Лидеры России», его и курирует тот же Сергей Кириенко (зам главы АП.Прим. ред.). Конкурс проходит в два этапа: онлайн и офлайн, полуфиналы и финалы проходят на знаковых площадках в регионах. На юге это, например, «Смена» в Анапе и «Артек» в Крыму. Финал конкурса среди 10–11-х классов всегда проходит в «Артеке».

В первых этапах участвуют несколько миллионов детей со всей страны, с 5 по 11 класс. Конкурс работает и как социальный лифт, и как возможность для любого ребенка проявить свои способности, познакомиться с такими же умными и яркими детьми, участвовать в сессиях на лучших площадках страны.

На местах все превращается в свой «Бессмертный полк». Скажем, весной 2022 года директора южных регионов обязывали учителей, а те — родителей и детей повально зарегистрироваться в конкурсе и отчитаться об этом. Видимо, чтобы показать масштаб конкурса и отчитаться уже своему руководству. На практике же никто про конкурс детям не рассказывает, не призывает и не подключает.

В 2022 году финал был назначен на 24 октября. 21 сентября, когда уже стало понятно, что частичная мобилизация свидетельствует об эскалации конфликта, сотрудники конкурса забеспокоились: безопасно ли ехать туда на работу. Руководство сообщило, что может быть и небезопасно, но деньги выплачены еще весной, никто ничего менять не будет, и почти 2000 родителей высказались за то, чтобы финал проходил именно в «Артеке». Аргумент довольно слабый: когда у нас слушали родителей? Да и как проходил этот опрос — неясно.

Конкурс можно было перенести: буквально под боком, но на относительно безопасной территории находятся две равнозначные площадки: «Сириус» в Сочи и «Смена» в Анапе. Уже был взрыв на Керченском мосту. Но перенос финала на другое время не обсуждался вовсе, а перенос на другие площадки как-то быстро свернули.

Так что финал конкурса «Большая перемена» состоялся в ноябре, во время 13-й смены в «Артеке». И никого в данной ситуации не беспокоит безопасность школьников.

Главное — бюджет освоен. Все оформлено и заказано. Исполнители ждут своих денег. Но дело в том, что исполнители — взрослые дееспособные люди: хотят рисковать — пусть рискуют. Почему рисковать должны дети, за которых несут ответственность государство и родители?

В 2023 году финал конкурса «Большая перемена» прошел в «Артеке» в июле.

«Артек» уверяет, что дети, приезжающие в лагерь, находятся в абсолютной безопасности: в лагере и на базе в Симферополе их охраняет Росгвардия, а в дороге — подразделения транспортной полиции и ГИБДД. 

мнение

Елена (имя изменено), педагог дополнительного образования, «Артек», 2021–2023:

— Мое впечатление от «Артека», куда я езжу на свою программу уже несколько лет, — что лагерь остался в 1970-х годах. Его методики, его кружки, его вожатые — оттуда, несмотря на то, что он подвергся дорогостоящему ремонту. Вожатые, с которыми мне довелось общаться, произвели на меня очень грустное впечатление: они необразованны и нелюбопытны, они не знают иностранных языков. В нашей смене были дети из других стран, которые не говорили по-русски, и вожатые вынуждены были с ними общаться через переводчиков, в роли которых выступали дети, немного знавшие английский язык.

Вожатые ничего не читают, да у них и нет на это времени: они все время заняты, с утра до вечера. И оплата их труда — совершенно ничтожна. Я как педагог дополнительного образования получаю за артековскую смену 7000 рублей, и их зарплата примерно сопоставима с этими деньгами — но да, кормят бесплатно. По требованиям безопасности вожатые должны сопровождать детей абсолютно всюду. Семнадцатилетние люди не могут триста метров пройти по лагерю без сопровождения вожатого. Все ходят строем, все заорганизовано до предела.

Приезжающих на смену преподавателей проверяет служба безопасности, требует предоставить профили в соцсетях. Если в соцсетях преподаватель пишет что-то не то — его не возьмут. Я предоставила свой рабочий профиль только в одной из соцсетей, сработало. До приезда на смену мы должны выслать свою программу и поурочное планирование, заполнить ее, после первого же занятия отправить отчет: сколько в твоей группе мальчиков и девочек, каков их уровень… Зачем это все, совершенно непонятно, эти сведения можно получить просто из списков. Занятия нам ставили в максимально неприспособленных локациях: скажем, днем, в самую жару, могли посадить в хореографический зал со стеклянным потолком, мы оттуда сбегали в беседку. А вечером под дождем — направить на поляну сказок.

Мои занятия требуют от детей определенной рефлексии, но им совершенно некогда остановиться и подумать: они заняты с подъема до отбоя, у них нет ни секунды для того, чтобы остаться наедине с самими собой, побродить по территории, посидеть у моря или под деревом. Только строем, только на мероприятия. У них множество общеотрядных, общелагерных, общеартековских мероприятий, экскурсий, поездок. Заняты дети, заняты вожатые, все всегда бегут и торопятся, занятия требуют закончить пораньше, потому что следующее занятие на другом конце «Артека», а туда еще надо добраться. Учебный план, который я так старательно расписывала, с этими постоянными переносами занятий моментально превращается в фикцию.

В лагере умеют производить впечатление — пышно, но безграмотно. Колоссальные массовые мероприятия с музыкой, песнями, плясками, фейерверками — это отлично умеют. А что сценарий бредовый и с кучей фактических и речевых ошибок — никому не важно.

Страшно ли? Страшно. Страшно, когда ты лежишь на пляже, а над головой с жутким гудением летят самолеты. Страшно ехать по Крымскому мосту. Зачем я туда езжу? Затем, что мне кажется важным, чтобы у детей из той самой «глубинки» была возможность встретиться с другой точкой зрения, другим мнением, другим взглядом на жизнь; чтобы наша встреча дала ему что-то важное, чего он иначе не получит ни у себя дома, ни в лагере.