Сюжеты · Политика

Донбасский наци. Губарев

Первые лидеры «ДНР» и «ЛНР» и как от них избавлялись. Эксплейнер

Иван Жилин, спецкор
Павел Губарев. Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ

Весной 2014 года в Донбассе закончилась мирная жизнь, и как следствие — нормальная политика. Если раньше на выборах здесь конкурировали между собой экономисты и историки, инженеры и нефтяники, то «Русская весна» привела к власти людей совсем иного толка. И на первых порах они обошлись без такой формальности, как всенародное избрание.

В прошлом материале мы рассказывали, что предшествовало появлению «ДНР» и «ЛНР» и действительно ли люди в Донбассе хотели отделиться от Украины. Сегодня говорим о тех, кто взял власть в Донецке и Луганске, и о том, что стало с этими людьми, когда они оказались не нужны.

Перелом

1 марта 2014 года на площади перед Донецкой областной администрацией собралось несколько сотен человек, в основном бюджетников. Митинг был инициирован региональными, ещё украинскими властями. Под советские песни люди ждали губернатора Андрея Шишацкого и мэра Анатолия Лукьянченко, которые собирались рассказать им «о текущем моменте в Украине».

Конечно, едва ли донецкие чиновники хотели просто позаботиться об информированности граждан. Скорее, им нужна была картинка: показать, что власть в Донбассе пользуется авторитетом и что менять её ни в коем случае не нужно.

Однако события пошли не по сценарию.

Мероприятие едва успело начаться, когда на площадь пришла колонна из 100 человек с российскими триколорами. Забравшись на сцену и оттеснив выступающих чиновников, 

они начали скандировать: «Россия!», «Путин!» И следом к областной администрации начали стягиваться крепкие агрессивные ребята, каких на Майдане было принято называть титушками.

Площадь в административном центре Донецка 1 марта 2014 года. Фото: Ольга Мусафирова / «Новая газета»

Они были явно организованы. «Здесь становись!», «На правый фланг!» — начало раздаваться над площадью. У украинских журналистов пришедшие пытались отнять камеры, а со сцены теперь стали говорить о «захвативших власть в Киеве фашистах» и кричать «Слава «Беркуту»!» (спецподразделение, участвовавшее в попытках разгона Майдана).

Шишацкий и Лукьянченко скрылись в здании областной администрации, а митингом стал заправлять избранный на соседней площади Ленина «народным мэром» Павел Губарев.

С трибуны народ разогревали рассказами о том, что украинские власти вот-вот введут в Донецк войска, чтобы учинить кровавую расправу над жителями города,

которые так и не приняли итогов Евромайдана. И что нужно брать власть в свои руки.

Разгорячённые люди кинулись штурмовать здание областной администрации. Их встретила милиция, но мягко: не орудуя дубинками и никого не задерживая — просто не давая ворваться в здание. Два десятка человек спустили с флагштока государственный флаг Украины — этому никто не препятствовал.

Со сцены тем временем зачитывали резолюцию: 

из «резолюции» Губарева

«Мы, народ Донбасса, принимаем отставку Шишацкого и Лукьянченко, признаём народного губернатора Павла Губарева. Требуем, чтобы ему были подчинены все силовые структуры области для охраны от фашистов и националистов, а также поддержания общественного порядка. До 25 марта требуем проведения референдума о судьбе Донецкого региона, выражаем желание присоединить Донбасс к России».

Мэр Лукьянченко, выйдя к людям, сообщил, что донецкие депутаты провели экстренную сессию и предложили промежуточный вариант: Донбасс не будет российским, но будет автономным, налоги в Киев больше не пойдут. Утвердят это решение, по словам мэра, 3 марта. Толпе, впрочем, этого было уже мало. Главу города прогнали с площади с криками о «Бандере».

3 марта областной совет все-таки собрался на сессию, чтобы утвердить решение об автономии Донбасса. Одновременно перед администрацией вновь начали собираться сторонники присоединения к России. Губарев с группой соратников зашёл в зал, где проходило совещание, и зачитал депутатам свой ультиматум, в котором потребовал от них признать центральные органы власти Украины нелегитимными, отправить в отставку главу региона Шишацкого, уволить руководство донецкой милиции и прокуратуры. Депутаты ответили молчанием.

Тогда «народный губернатор» приказал сторонникам захватить здание. Пророссийски настроенные активисты разогнали депутатов, а сам Губарев объявил о создании нового органа власти — Верховного Совета Донецкой области.

Так в Донецке взяла верх «Русская весна».

Самопровозглашенный губернатор Донецкой области Павел Губарев, март 2014 года. Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Где нацисты?

До того как стать революционером, Павел Губарев занимался своеобразным бизнесом. Его компания Patison оптово скупала рекламные площади и рекламное время в СМИ, а потом перепродавала их в розницу. Особенная её активность приходилась на предвыборные периоды. Сам Губарев говорил об этом так: «Работали мы и с коммунистами, и с регионалами, на всех зарабатывая».

Такой рыночный подход и политическая гибкость не очень вязались с другой стороной жизни «народного губернатора», ведь

Губарев был активным участником «Русского национального единства» (РНЕ)* — нацистского движения, исповедующего идеи богоизбранности русского народа и прославившегося созданием боевых отрядов.

В РНЕ он был не просто сочувствующим: участвовал в уличных акциях и даже в военно-полевых сборах движения. И никогда от этого не открещивался. «РНЕ вызывает в нас лишь искреннюю благодарность. Без тех сборов не было бы нынешнего Павла Губарева, народного губернатора Донбасса», — говорил он в 2014 году.

И продолжал свою мысль: «На сборах РНЕ нам преподавали курс молодого бойца суровые ребята, прошедшие войну в Чечне. Нас серьёзно готовили и физически, и психологически. Воспитывали и волевые качества. Могу с гордостью сказать, что испытания я прошёл. Помогли занятия боксом: на спаррингах своих соперников буквально «раздалбывал». 

<…> Я ненавижу «борцов с империей». Потому что форма русского национального государства — это империя. <…> Чтобы не погибнуть под ударами Зла, нам надо контролировать дела на всей планете. Устанавливать на ней Русский порядок. В симфонии цивилизаций мира мы — Дирижёр, Великий Удерживающий».

Жена-командир

Непосредственно у власти в Донецке Губарев, впрочем, находился недолго. 6 марта он был задержан ещё действующими в мятежном регионе сотрудниками СБУ. Его вывезли в Киев, где Шевченковский районный суд арестовал его за посягательство на территориальную целостность Украины и захват административных зданий на два месяца.

Однако запущенные под его руководством процессы уже начали разъедать Донбасс. Тем более что их оценили и в Москве: за день до задержания «народному губернатору» звонил советник президента России Сергей Глазьев, который выразил ему полную поддержку.

В скором времени поддержка стала не только политической.

После ареста Губарева все дела в Донецке взяла в свои руки его жена Екатерина. Она провела в Ростове-на-Дону переговоры с будущим «министром обороны ДНР» Игорем Стрелковым, который уже успел отметиться в Крыму.

«Было решено: Игорь Стрелков с его отрядом из пятидесяти двух соратников войдёт в Донбасс. Дело Народного ополчения — их встретить», — писал Губарев в своей книге «Факел Новороссии».

Игорь Стрелков. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

«От Екатерины пришло шифрованное послание по электронной почте, — вспоминал соратник «народного губернатора» Сергей Цыплаков. — Мы его получили в непонятном файле (система шифрованных сообщений, которую мы только осваивали), как-то хитро сделанное. О том, где надо встретить группу Стрелка. Оно содержало страшные выражения:

  • «потеря связи»,
  • «координаты встречи»,
  • «точка невозврата»,
  • «с такого-то времени группа считается погибшей»,
  • «огонь без предупреждения»,
  • «условный сигнал»

и прочие, от которых меня, вчерашнего рекламщика, бросило в холодный пот».

Для того чтобы встретить бойцов Стрелкова, сепаратистам пришлось обмануть водителя почтового авто. «Водителю мы сказали, что нужно перевезти контрабандой яблоки. Он подъехал уже на второй день, когда стало ясно, что отряд Стрелка задерживается, мы его отпустили. А вот потом прибыли стрелковцы.

И когда водитель ночью увидел эти «яблоки», у него аж руки задрожали. Шутка ли: полсотни боевиков-«спецназовцев» в балаклавах!»

По воспоминаниям соратников Губарева, стрелковцы доставили в Донбасс немало оружия и форму для «народного ополчения». Так началась уже «взрослая» (это цитата) проработка военной операции со стороны сепаратистов.

  • Подробнее о том, как соратники Губарева в его отсутствие готовились к войне, читайте в материале Юлии Полухиной «Бесславные гибриды».

Возвращение и изгнание

Власти России, вообще говоря, не очень любят термин «политзаключённые». Но после ареста Губарева МИД РФ решил использовать именно это слово.

9 марта в Донецке прошёл многотысячный митинг с требованием освободить «народного губернатора». На нём же было заявлено, что Губарев-де после издевательств со стороны украинских силовиков впал в кому. На деле ни в какую кому «губернатор» не впадал, но позже признавался, что распущенный слух сыграл ему на руку: сотрудники СИЗО стали лучше к нему относиться, разрешили встречи с адвокатом и передачки. Ещё лучше отношение стало после провозглашения 7 апреля 2014 года «Донецкой народной республики»: в камеру Губареву поставили телевизор и начали приносить прессу.

25 апреля, когда между «ополчением Новороссии» под командованием Стрелкова и украинской армией шли бои за Славянск, Губарев объявил в СИЗО голодовку, требуя «прекратить убийства мирных жителей». А 7 мая его вместе с «народным мэром» Славянска Игорем Перепечаенко и херсонским активистом Сергеем Злобиным обменяли на трёх взятых в плен офицеров украинской «Альфы».

Фото: Сергей Венявский / Коммерсантъ

Губареву удалось вернуться в Донецк, но не удалось вернуться к единоличной власти, ведь к тому времени вес в «ДНР» набрали другие люди — в частности, приехавший из России экс-помощник «православного» миллиардера Малофеева Александр Бородай, ставший председателем Совета министров «ДНР», и «военный комендант» Донецка Александр Захарченко, впоследствии возглавивший «республику».

Губареву в этой конфигурации отводилась лишь роль «главного по набору ополченцев» — начальника мобилизационного управления.

Впрочем, и такая власть «народного губернатора» тоже устраивала. И руководил он жёстко. 22 июня 2014 года Губарев заявил, что сепаратисты не признают объявленное украинской стороной перемирие. «Ровно в 4 утра наши зенитчики обстреляли из ЗУ-23-2 передовые миномётные позиции противника на северном склоне Карачуна. Разбито 1 миномётное и 1 пулемётное гнёзда. Противник на огонь не ответил», — писал он в фейсбуке (который теперь запрещён в России).

В сентябре 2014 года Губарев пошёл наперекор даже Владимиру Путину, предложившему собственный план урегулирования конфликта в Донбассе, предусматривающий приостановку наступательных действий и прекращение огня. На созванной в Ростове-на-Дону пресс-конференции 

Губарев и его соратники заявили, что время для озвучивания плана президентом было выбрано неудачно и что останавливать войну нельзя.

«Если остановить этот процесс на Донбассе, не отвоевав остальную Новороссию, то остальную Новороссию мы потеряем навсегда», — сказал Губарев. И обозначил границы, до которых собирается дойти: «Это территория ЛНР, ДНР, Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей. Ну ещё бы я включил несколько районов Кировоградской области, так называемую Новую Сербию, которая всегда электорально голосовала за пророссийские силы, за евразийские силы».

С этого момента Губарев стал совсем неудобен обеим сторонам конфликта. 12 октября на него было совершено покушение: автомобиль Audi Q7, на котором он ехал из Ростова-на-Дону в Донецк, был обстрелян близ контрольно-пропускного пункта Мариновка. 

В бессознательном состоянии, с ранениями головы Павел Губарев был госпитализирован в ростовскую больницу.


В беседе с «Новой газетой» представители «ДНР» отрицали причастность к покушению.

«Хоть его имя как «народного губернатора» было и продолжает оставаться на слуху у многих, кто интересуется делами в ДНР-ЛНР, реальной властью и влиянием он не обладал. Настоящие хозяева положения в ДНР-ЛНР сейчас — командиры военных отрядов и структур: ситуация с активизацией военных действий изменилась, лидерами стали те, кто показал себя в боях», — говорил представитель «республики» в Ростовской области Эдуард Попов.

Так «народный губернатор» оказался «сбитым лётчиком». В 2018 году он ещё пытался вернуться к власти в «ДНР», выдвинув свою кандидатуру на выборах главы «республики». Но его даже отказались зарегистрировать, заявив, что он подал в ЦИК недействительные подписи.

Павел Губарев «на передовой», июнь 2022 года. Фото из телеграм-канала Екатерины Губаревой, сейчас — сотруднице Херсонской горадминистрации (контролируется пророссийскими силами)

В 2022 году Губарев в качестве рядового подписал контракт с российской армией, чтобы принять участие в «спецоперации» в Украине. В своём telegram-канале он и сейчас постит записи националистического содержания, говорит, что «верит в Русское будущее» и «национально мыслящую часть элиты».

* Экстремистская организация.