Весной 2022 года слова «гуманитарный коридор» и «обмен пленными» вошли в повседневный обиход не только россиян и украинцев, но и всего мира. Закрепленные еще в Женевских конвенциях 1949 года (по итогам Второй мировой войны), эти два понятия призваны были установить международно-правовые стандарты гуманного обращения с теми, у кого оружия во время боевых действий не было изначально (дети, женщины, старики — словом, все гражданское население) и теми, кто это оружие сложил в силу различных обстоятельств (военнопленные). В отличие от многих, слова «обмен пленными» и «гуманитарный коридор» российская цензура сегодня произносить еще позволяет. Да и российские Минобороны и МИД не отрицают наличия ни пленных (с обеих сторон), ни гражданского населения в украинских городах, оказавшихся в зоне боевых действий.
В Женевских Конвенциях года все предельно четко: гуманитарный коридор, например, — это когда гражданское население имеет возможность направиться по нему туда, куда оно само (население) считает безопасным. Но никак не только на территорию государства, чьи войска вошли в город или окружили его в ходе военных действий.
О том, как должны быть организованы гуманитарные коридоры и обмены пленных и в чем главная суть Женевских Конвенций — в интервью «Новой» объясняет юрист и специалист по международному праву Глеб Богуш.